По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Протест прокурора Приморского края от 22.07.2015 N 7/2-8-2015 "На абз. 1 пп. 5.1 п. 5, абз. абз. 4, 5 пп. 5.3 п. 5, пп. пп. 11.7, 11.8 п. 11, пп. 12.1 п. 12, пп. 13.1 п. 13, пп. 14.1 п. 14, пп. 15.1 п. 15, пп. 16.1 п. 16, абз. абз. 2, 4 пп. 14.1, абз. абз. 1, 2 пп. 14.2 п. 14, абз. абз. 2, 3, 5 п. 27 Административного регламента по исполнению государственной функции "Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов", утвержденного приказом директора департамента труда и социального развития Приморского края от 23.06.2015 N 335"
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 22 июля 2015 г. № 7/2-8-2015
НА АБЗ. 1 ПП. 5.1 П. 5, АБЗ. АБЗ. 4, 5
ПП. 5.3 П. 5, ПП. ПП. 11.7, 11.8 П. 11, ПП.
12.1 П. 12, ПП. 13.1 П. 13, ПП. 14.1 П. 14,
ПП. 15.1 П. 15, ПП. 16.1 П. 16, АБЗ. АБЗ. 2, 4
ПП. 14.1, АБЗ. АБЗ. 1, 2 ПП. 14.2 П. 14, АБЗ. АБЗ.
2, 3, 5 П. 27 АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПО ИСПОЛНЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
ЗА ПРИЕМОМ НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ В ПРЕДЕЛАХ УСТАНОВЛЕННОЙ
КВОТЫ С ПРАВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК, ВЫДАЧИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЙ И СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ",
УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 23.06.2015 № 335
23.06.2015 приказом директора департамента труда и социального развития Приморского края № 335 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции "Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов" (далее - Административный регламент).
Абзац 1 подпункта 5.1 пункта 5, абзацы 4, 5 подпункта 5.3 пункта 5, подпунктов 11.7, 11.8 пункта 11, подпункта 12.1 пункта 12, подпункта 13.1 пункта 13; подпункта 14.1 пункта 14, подпункта 15.1 пункта 15, подпункта 16.1 пункта 16, абзацы 2, 4 подпункта 14.1, абзацы 1, 2 подпункта 14.2 пункта 14 Административного регламента противоречат требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Так, абзацем 1 подпункта 5.2 пункта 5 Административного регламента предусмотрено, что специалисты департамента, уполномоченные на проведение проверки, при проведении проверки не вправе осуществлять плановую выездную проверку или внеплановую выездную проверку в случаях отсутствия при ее проведении руководителя или уполномоченного представителя проверяемого работодателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Данный абзац 1 подпункта 5.2 пункта 5 Административного регламента противоречит требованиям пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поскольку, предусматривает ограничения контролирующего органа в виде необходимости уведомления при проведении проверки по подпункту "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Абзацем 4 подпункта 5.3 пункта 5 Административного регламента предусмотрено, что специалисты департамента, уполномоченные на проведение проверки, при проведении проверки обязаны проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа директора департамента.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки.
Таким образом, указанный абзац 4 подпункта 5.3 пункта 5 Административного регламента противоречит пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поскольку не предусматривает обязанность должностного лица контролирующего органа предъявлять копию приказа заместителя руководителя и в случае согласования внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры копию такого документа.
Абзацем 5 подпункта 5.3 пункта 5 Административного регламента предусмотрено, что специалисты департамента, уполномоченные на проведение проверки, при проведении проверки обязаны не препятствовать руководителю проверяемого работодателя присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
На основании пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
Учитывая изложенное, указанный абзац 5 подпункта 5.3 пункта 1 Административного регламента противоречит пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поскольку наделяет правом должностных лиц органов контроля препятствовать иному должностному лицу или уполномоченному представителю в присутствии при проведении проверки и в даче разъяснений по вопросам, относящимся к предмету проверки.
Другие абзацы подпункта 5.3 пункта 5 Административного регламента, касающиеся предоставления информации и документов, относящихся к предмету проверки, и ознакомления с результатами проверки также противоречат пунктам 6, 7 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ соответственно, поскольку, закрепляют обязанность за должностными лицами органа контроля выполнить данную функцию только в отношении руководителя. В отношении иного должностного лица или уполномоченного представителя такая обязанность не предусмотрена.
Подпунктом 11.7 пункта 11 Административного регламента предусмотрено, что директор департамента либо лицо его замещающее подписывает приказ о проведении плановой проверки.
Между тем, в силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка как плановая так и внеплановая может проводиться, в том числе, и на основании приказа заместителя руководителя.
Аналогичные нарушения допущены в подпунктах 12.1 пункта 12, подпункте 13.1 пункта 13, абзаце 2 подпункта 14.2 пункта 14, подпункте 15.1 пункта 15, подпункте 16.1 пункта 16 Административного регламента поскольку, не предусматривают возможность вынесения приказа о проведении проверки заместителем руководителя.
Подпунктом 11.8 пункта 11 Административного регламента предусмотрено, что специалист департамента обеспечивает уведомление работодателя о проведении плановой проверки посредством направления копии приказа директора департамента либо лица его замещающего не позднее 3 календарных дней до даты начала проведения плановой проверки, посредством направления копии распоряжения или приказа (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или иным доступным способом).
Часть 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ гласит, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Указанный подпункт 11.8 пункта 11 Административного регламента противоречит части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поскольку, нарушает права проверяющих субъектов в части надлежащего срок уведомления в виде трех рабочих дней, ограничивает право заместителя руководителя органа контроля на издание приказа о проведении плановой проверки.
Абзацами 2, 4 подпункта 14.1 пункта 14 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является, в том числе, поступление в департамент обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты. В случае если работодателем является орган местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления основанием для начала административной процедуры являются обращения граждан, юридических лиц и информация от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, а также массовые нарушения прав инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Согласно части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни И здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Указанные нормы закона не содержат оснований для проведения внеплановой выездной проверки по факту необоснованного отказа в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты, нарушение законодательства Российской Федерации (орган местного самоуправления) в связи с чем подпункт 14.1 пункта 14 Административного регламента противоречит пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Абзацем 4 подпункта 11.2 пункта 14 Административного регламента предусмотрено, что при подготовке внеплановой выездной проверки осуществляется предоставление специалистами департамента в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности работодателя заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
Однако, на основании части 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В других случаях внеплановая выездная проверка с органом прокуратуры не согласовывается в связи с чем подпункт 4 пункта 14.2 Административного регламента противоречит части 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Ч. 4 ст. 11, ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - федеральный закон № 59-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При этом, в нарушение указанных требований Федерального закона № 59-ФЗ в абзацах 2, 3, 5 пункта 27 Административного регламента указано, что если по результатам рассмотрения обращение (жалоба) признано обоснованным, то принимается решение о применении мер ответственности к специалисту департамента, допустившему нарушения в ходе исполнения государственной функции, на основании настоящего Административного регламента. При этом обратившемуся лицу направляется письменное уведомление о принятом решении и действиях, осуществляемых в соответствии с принятым решением, в течение 7 дней со дня принятия решения, но не позднее 30 дней со дня регистрации обращения (жалобы). Если в ходе рассмотрения обращение (жалобы) признано необоснованным, обратившемуся лицу направляется уведомление о результате рассмотрения обращения (жалобы) с указанием причин признания его необоснованным в течение 7 дней со дня принятия решения, но не позднее 3-х дней со дня регистрации обращения (жалобы). В случае если текст обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на него не дается, о чем в течение 7 дней со дня его регистрации сообщается лицу, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддается прочтению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Рассмотреть настоящий протест в установленный законом десятидневный срок с момента его поступления.
2. Привести абзац 1 подпункта 5.1 пункта 5, абзацы 4, 5 подпункта 5.3 пункта 5, подпункты 11.7, 11.8 пункта 11, подпункты 12.1 пункта 12, подпункт 13.1 пункта 13, подпункт 14.1 пункта 14, подпункт 15.1 пункта 15, подпункт 16.1 пункта 16, абзацы 2, 4 подпункта 14.1, абзацы 1, 2 подпункта 14.2 пункта 14, абзацы 2, 3, 5 пункта 27 Административного регламента по исполнению государственной функции "Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов", утвержденного приказом директора департамента труда и социального развития Приморского края от 23.06.2015 № 335, в соответствие с требованиями федерального законодательства.
3. О дате, времени и месте рассмотрения протеста необходимо сообщить в прокуратуру края для участия.
4. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Приморского края в письменной форме. К информации необходимо приложить документы, подтверждающие фактическое устранение нарушений закона.
Первый заместитель прокурора края,
советник юстиции
В.Р.ШАЙБЕКОВ
------------------------------------------------------------------