<Письмо> Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 21.07.2015 N 10488 <По вопросу возмещения убытков, причиненных покупателю вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи, срока передачи предварительно оплаченного товара>



Вопрос: Цена товара на момент покупки составляла 19 рублей, оплата товара поступила в полном объеме. Однако поставить весь комплект товара оказалось невозможно (было куплено по чеку 3 комплекта), доставили только 2 комплекта. Товар, который покупатель недополучил, отсутствует и на складе поставщика, о чем покупатель был извещен. Покупатель потребовал возврата денег в размере 19 рублей и перерасчет разницы на момент удовлетворения претензии. Продавец согласился вернуть 19 рублей, в перерасчете суммы было отказано. На что покупатель написал претензию, где просит доставить товар в установленные им сроки. Если продавец не может доставить товар в установленный срок, то покупатель просит предоставить другой товар с аналогичными свойствами (цена которого на много выше оплаченной покупки).
Как в такой ситуации должен поступить продавец?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

<ПИСЬМО>
от 21 июля 2015 г. № 10488

Согласно статье 23.1 Закона РФ "О защите прав потребителей", в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
В то же время в соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Таким образом, если речь идет о нескольких различных товарах (например, ваза, подушка и мыльница), можно смело действовать согласно ст. 23.1 и вернуть покупателю убытки, неустойку и стоимость товара, который отсутствует (в зависимости от заявленных им требований).
В то же время, если речь идет, например, о кафельной плитке (для стен, для пола, бордюр), которая может быть использована только в комплекте, у покупателя есть шанс через суд вернуть всю стоимость вместе с убытками и неустойкой, сославшись на ст. 4 Закона (если продавец знал, что товар необходим именно в комплекте).

Руководитель Управления
Д.В.МАСЛОВ


------------------------------------------------------------------