Определение Приморского краевого суда от 09.07.2015 N 33-5729 <Об оставлении без изменения решения Фрунзенского районного суда города Владивостока от 22.04.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" в части установления запретных районов объектов войсковых частей>



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. № 33-5729

(извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Г.О.В. о признании недействующим постановления Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" в части установления запретных районов объектов войсковых частей № и № ТОФ по апелляционной жалобе заявителя на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 22 апреля 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи З.И.К., объяснения представителя заявителя С.Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации Приморского края П.А.С., судебная коллегия

установила:

заявитель обратился в суд с названным заявлением, указав, что 7 декабря 2005 года Губернатором Приморского края принято постановление № 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю". Данное постановление принято на основании пункта 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года № 135. Из указанного пункта следует, что границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся. Между тем Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 года № 135 утратило силу 14 мая 2014 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны".
По его мнению, постановление Губернатора от 7 декабря 2005 года № 217-пг в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405 является недействующим в части установления запретных районов объектов войсковых частей № и № ТОФ и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует оформлению земельного участка с кадастровым номером № в собственность в порядке, установленном статьей 36 ЗК РФ.
Так, 7 августа 2014 года он направил в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, на которое получил письмо с предложением представить кадастровый паспорт земельного участка без обременения в виде его нахождения в запретном районе военного объекта, а именно в границах трехкилометровых запретных районах войсковых частей № и № ТОФ, установленных на основании постановления Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг. Однако содержащееся в указанном постановлении понятие "запретный район" не соответствует действующему нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405 полномочия по установлению запретных зон, зон охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта отнесены к ведению межведомственной комиссии, которой в Приморском крае запретные и иные зоны в соответствии с постановлением Правительства не установлены.
По изложенным основаниям заявитель просил суд признать постановление Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" недействующим в части установления запретных районов объектов войсковых частей № и № ТОФ.
В судебном заседании представитель заявителя С.Л.А. уточнила заявленные требования, просила суд признать постановление Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг в оспариваемой части недействующим с 15 мая 2014 года.
Представитель администрации Приморского края П.А.С. возражал против удовлетворения заявления, считая, что постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405 не содержит указание на отмену ранее установленных границ запретных территорий, и в соответствии с данным постановлением введенные ранее ограничения действуют до 31 декабря 2015 года. Также сослался на пропуск заявителем срока обращения в суд.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Г.О.В., прокурора, представителя Министерства обороны РФ, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе заявитель Г.О.В., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 12 августа 2014 года ИП Г.О.В., являясь собственником объекта недвижимости - автозаправочной станции, расположенной в г. Владивостоке, в районе здания по <адрес> обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 641 кв. м в собственность для дальнейшей эксплуатации объектов, расположенных на указанном земельном участке.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в письме № № от 8 сентября 2014 года дал разъяснение, что для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность необходимо представить кадастровый паспорт с отсутствием обременения в виде нахождения земельного участка в запретном районе военного объекта.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в письме от 17 октября 2014 года сообщило заявителю, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах запретных районов объектов войсковых частей № и N, установленных постановлением Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг.
В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года № 135 было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Аналогичные по своему смыслу понятия запретных зон (районов) и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных на территории Приморского края, определены в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю".
Указанным постановлением в отношении объектов войсковых частей № и № установлены запретная зона, запретный район и противопожарная полоса.
Заявляя требование о признании постановления Губернатора от 7 декабря 2005 года № 217-пг недействующим в части установления запретных районов объектов войсковых частей № и № ТОФ, заявитель ссылается на Постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405, которым с 15 мая 2014 года признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 года № 135 "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов", во исполнение которого Губернатором Приморского края было принято оспариваемое постановление. Данный довод является ошибочным в силу следующего.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2014 года № 405 на Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службу внешней разведки РФ, Федеральную службу безопасности РФ и Федеральную службу охраны Российской Федерации возложена обязанность до 31 декабря 2015 года осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
Соответственно, до осуществления мероприятий по установлению границ запретных зон и иных зон военных объектов в порядке, предусмотренном названным постановлением, в частности до 31 декабря 2015 года, сохраняются ранее установленные ограничения, в том числе по использованию земельных участков, занятых военными объектами.
Такой подход отвечает принципу земельного законодательства о сочетании интересов общества и законных интересов граждан и не противоречит основам гражданского законодательства, в силу которых допускается ограничение гражданских прав в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
Таким образом, принятие Правительством РФ постановления от 5 мая 2014 года № 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" и признание утратившим силу Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2000 года № 135 "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" не является основанием для признания недействующим постановления Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг в оспариваемой части.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Г.О.В., несмотря на неправильный вывод о пропуске заявителем установленного срока для судебного обжалования ненормативного правового акта, который не подтвержден фактическими обстоятельствами дела, является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 22 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.О.В. - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------