По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Определение Приморского краевого суда от 09.07.2015 N 33-5721 <Об оставлении без изменения решения Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 24.04.2015, которым было признано частично недействующим решение Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа">
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. № 33-5721
(извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Владстрой" о признании недействующим решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления территориальной зоны охраны объектов культурного наследия в границах земельного участка по апелляционной жалобе администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 апреля 2015 года, которым заявление удовлетворено частично, решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, двух территориальных зон - зоны охраны объектов культурного наследия (ОКН-1) и зоны многофункциональной деловой застройки (ОД-1) признано противоречащим требованиям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи З.И.К., выслушав объяснения представителя администрации г. Владивостока Ж.О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей Думы г. Владивостока О.В.Ю. и администрации Приморского края П.П.Р., полагавших апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, представителя заявителя и заинтересованного лица Б.А.А. - С.С.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Н.Ф.А., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
заявитель обратился в суд с названным заявлением, указав, что ООО "Владстрой" является собственником... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, который был сформирован и поставлен на кадастровый учет 6 сентября 2006 года. При выполнении топографических работ Обществу стало известно, что земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа оказался расположенным в двух территориальных зонах, на небольшой части участка установлена зона охраны объектов культурного наследия (ОКН-1), основная часть участка находится в зоне многофункциональной деловой застройки (ОД-1).
30 июня 2014 года Общество обратилось в администрацию г. Владивостока с предложением о корректировке градостроительного зонирования в районе <адрес>, а также направило запрос об акте, на основании которого были установлены две зоны на принадлежащем Обществу земельном участке. Согласно ответу администрации г. Владивостока от 22 июля 2014 года N№ зона многофункциональной деловой застройки и зона охраны объектов культурного наследия установлены на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, и установление на земельном участке одной территориальной зоны невозможно.
Исходя из градостроительных регламентов зоны охраны объектов культурного наследия и зоны многофункциональной общественно-деловой застройки, земельный участок, находящийся в этих двух зонах, имеет противоречащие друг другу правовые режимы. Поскольку установление в границах земельного участка с кадастровым номером № двух территориальных зон противоречит требованиям части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, а также нарушает права собственника на использование земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, ООО Владстрой" просило суд признать решение Думы города Владивосток от 7 апреля 2010 года № 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления территориальной зоны охраны объектов культурного наследия (ОКН-1) в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, несоответствующим требованиям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и недействующим.
В судебном заседании представитель заявителя ООО "Владстрой" и заинтересованного лица Б.А.А. - С.С.А. заявленные требования поддержала, просила признать решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 в оспариваемой части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, обязать Думу города Владивостока опубликовать решение суда в 10-дневный срок с момента его вступления в законную силу в "Вестнике Думы города Владивостока".
Представитель Думы города Владивостока Я.С.О. возражала против удовлетворения заявления, считая, что Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа соответствуют действующему законодательству, и внесенные в Правила в 2012 году изменения были приняты с соблюдением всех установленных процедур.
Представитель администрации г. Владивостока Ж.О.В. просила в удовлетворении заявления отказать, полагая, что нахождение спорного земельного участка в двух территориальных зонах не влияет на возможность заявителя использовать его в соответствии с разрешенным видом. Удовлетворение заявления не повлияет на правовой режим находящейся в составе земельного участка зоны охраны объектов культурного наследия, так как данная зона и ее границы установлены постановлением Губернатора Приморского края от 2 февраля 1998 года № 34.
Прокурор К.Ю.Н. полагала заявление подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт в части установления территориальной зоны охраны объектов культурного наследия в границах спорного земельного участка противоречит нормам Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие привлеченных в качестве заинтересованных лиц Б.А.А., представителя администрации Приморского края, представителя Департамента градостроительства Приморского края, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе представитель администрации г. Владивостока Ж.О.В., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Владстрой" является собственником... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью... кв. м, разрешенное использование: для эксплуатации здания гаража с пристройкой, расположенный по адресу: <адрес>. Собственником... доли в праве на земельный участок является Б.А.А. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 6 сентября 2006 года.
Согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа в составе Правил землепользования и застройки с учетом изменений, внесенных Решением Думы города Владивостока от 12 октября 2012 года № 934 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах двух территориальных зон: зоны многофункциональной общественно-деловой застройки (ОД-1) и зоны охраны объектов культурного наследия (ОКН-1).
Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462.
Правовой режим зоны многофункциональной общественно-деловой застройки (ОД-1) и зоны охраны объектов культурного наследия (ОКН-1) установлен статьями 27 и 57 Правил землепользования и застройки, в силу которых зона многофункциональной общественно-деловой застройки предназначена для застройки зданиями административного, управленческого, финансового назначения, объектами торговли, общественного питания, бытового, социального обслуживания и инженерной инфраструктуры, связанными с обслуживанием зоны; зона охраны объектов культурного наследия Владивостокского городского округа предназначена для обеспечения правового режима охраны памятников истории и культуры, сохранения системы исторической планировки, ценных элементов ландшафта, ценной средовой застройки, закрепления или восстановления градоформирующего значения памятников в архитектурно-пространственной организации городского округа, создания благоприятных условий зрительного восприятия объектов культурного наследия, устранения диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов и ландшафтов.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории зон особо охраняемых территорий, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий: охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов, иных зон, устанавливаемых в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункт 3 статьи 52 Правил).
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент индивидуально для каждой территориальной зоны. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Как следует из пункта 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки в силу статьи 34 Градостроительного кодекса РФ устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; определенных Градостроительным кодексом РФ территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон подлежат установлению, в том числе по границам земельных участков.
Установив, что земельный участок с кадастровым номером N, сформированный и поставленный на кадастровый учет до принятия Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского округа, в результате внесения изменений в Правила Решением Думы города Владивостока от 12 октября 2012 года № 934 оказался расположенным в границах двух территориальных зон: зоны многофункциональной общественно-деловой застройки (ОД-1) и зоны охраны объектов культурного наследия (ОКН-1), суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о противоречии Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в оспариваемой части положениям части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим обязательное требование при разработке правил землепользования и застройки и установлении границ территориальных зон обеспечить принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, которым решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, двух территориальных зон: зоны охраны объектов культурного наследия (ОКН-1) и зоны многофункциональной деловой застройки (ОД-1) признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не являются основанием для отмены постановленного решения.
Утверждение администрации г. Владивостока о том, что правовой режим использования спорного земельного участка в случае его исключения из территориальной зоны охраны объектов культурного наследия останется неизменным, поскольку земельный участок частично расположен в границах охранной зоны памятников исторического центра г. Владивостока, установленной Постановлением Губернатора Приморского края от 2 февраля 1998 года № 34 "Об утверждении схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока", и поэтому его использование будет определяться с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации для земельных участков, расположенных в границах зон охраны объекта культурного наследия, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении заявления ООО "Владстрой".
Постановлением Губернатора Приморского края от 2 февраля 1998 года № 34 утверждены схема временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока и режимы их использования. До разработки зон охраны памятников г. Владивостока в полном объеме утвержденная схема зон охраны с режимами их использования является документом, регулирующим градостроительную и хозяйственную деятельность на территории в установленных границах.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Под охранной зоной понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в двух территориальных зонах, в том числе зоне охраны объектов культурного наследия, его использование в целом будет осуществляться с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Между тем, с учетом установленного земельным и градостроительным законодательством правила формирования границ территориальных зон, обеспечивающего принадлежность каждого земельного участка только к одной зоне, правовой режим использования земельного участка должен определяться в соответствии с градостроительным регламентом, установленным для одной территориальной зоны индивидуально.
Нахождение земельного участка в охранной зоне объекта культурного наследия влечет иные правовые последствия для режима его использования. В данном случае в соответствии с пунктом 4 статьи 58 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа правовой режим использования и застройки земельного участка будет определяться совокупностью видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой земельный участок расположен, и ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства будут распространяться только на ту часть земельного участка, которая непосредственно находится в пределах охранной зоны, что следует из положений статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы администрации г. Владивостока основаны на неправильном толковании норм материального права и поэтому подлежат отклонению.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы администрации г. Владивостока не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Владивостока - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------