Протест Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 08.07.2015 N 7-3-2015/94/3290 "На подпункт 1 пункта 1.3, пп. 3 п. 2.1, подпункт 14 пункта 2.2, пункты 3.2, 3.9, 3.13, 6.1, 8.3, 8.5, подпункт 2 пункта 11.1 и приложение к положению об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в Хорольском муниципальном районе, утвержденного решением Думы Хорольского муниципального района от 05.12.2014 N 145"



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРОТЕСТ
от 8 июля 2015 г. № 7-3-2015/94/3290

НА ПОДПУНКТ 1 ПУНКТА 1.3, ПП. 3 П. 2.1,
ПОДПУНКТ 14 ПУНКТА 2.2, ПУНКТЫ 3.2, 3.9, 3.13,
6.1, 8.3, 8.5, ПОДПУНКТ 2 ПУНКТА 11.1 И ПРИЛОЖЕНИЕ
К ПОЛОЖЕНИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА И ВЫВОЗА БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
И МУСОРА В ХОРОЛЬСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ, УТВЕРЖДЕННОГО
РЕШЕНИЕМ ДУМЫ ХОРОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОТ 05.12.2014 № 145

5 декабря 2014 года Думой Хорольского муниципального района Приморского края утверждено решение № 145 "Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в Хорольском муниципальном районе" (далее - Решение).
Указанное Решение опубликовано 9 декабря 2014 года в официальном источнике Думы Хорольского района Приморского края - газете "Рассвет" 139(10488).
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой в пределах полномочий и на основании статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проведена антикоррупционная экспертиза указанного решения Думы, а также проверка указанного нормативного правового акта на его соответствие требованиям федерального законодательства.
По результатам экспертизы установлено, что подпункт 1 пункта 1.3, подпункт 3 пункта 2.1, пункт 8.5 Решения Думы противоречат требованиям ст. 6 Федерального закона от 5 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", поскольку содержат коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.
Так, согласно пп. 1 пункта 1.3 предмет организации сбора, вывоза отходов и мусора на территории муниципального района включает в себя создание условий для развития рынка деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обращению с бытовыми и промышленными отходами, однако, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также положениями Устава Устав Хорольского муниципального района Приморского края от 21.06.2005 № 84 к полномочиям органов местного самоуправления Хорольского муниципального района Приморского края не отнесены полномочия по созданию условий для развития рынка деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления.
Таким образом, указанный подпункт Решения содержит коррупциогенный фактор, поскольку, нормами указанного пункта подтверждается факт принятия нормативного правового акта за пределами компетенции (п. "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов").
Подпунктом 3 пункта 2.1 к полномочиям Думы Хорольского муниципального района наряду с полномочиями по принятию нормативных правовых актов и установлению объема финансирования установлена возможность осуществления "иных полномочий".
При этом, подпунктом 14 пункта 2.2 Решения к полномочиям администрации Хорольского муниципального района Приморского края отнесено осуществление "иных" полномочий в области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Учитывая положения подпункта "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, подпункт 3 пункта 2.1 и подпункт 14 пункта 2.2 Решения содержат в себе коррупциогенный фактор, поскольку относят к полномочиям органов местного самоуправления необоснованную широту дискреционных полномочий.
Кроме того, отдельные пункты Решения не в полной мере отвечают требованиям действующего федерального законодательства.
Пунктом 3.2 определено понятие "Твердые бытовые отходы", к которым Решение относит пищевые отходы, бумагу, картон, текстиль, кости, древесину, железо, стекло, кожу, резину, полимерные материалы, шлаки, навоз ЛПХ и прочие.
Между тем, в соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Указанные положения введены в действие Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ и в данном случае указанный пункт Решения подлежит приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства.
По аналогичным основаниям не отвечают положениям ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" пункты 3.9, 3.13 Решения, которыми установлены понятия "сбор отходов", "хранение отходов".
Пункт 6.1 Решения не в полной мере отвечает положениям санитарных норм и правил, поскольку устанавливает обязанность согласования размещения контейнеров в жилищном фонде с администрацией Хорольского муниципального района, тогда как согласно ч. 2 ст. 2 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и положениям п. 2.2.3 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" размещение мест временного хранения отходов на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Таким образом, указанный пункт подлежит дополнению соответствующими положениями.
Обязанность, установленная п. п. 8.3, 8.5 Решения Думы о необходимости субъектами хозяйственной деятельности, осуществляющими вывоз, утилизацию и переработку отходов, уведомлять администрацию района о заключенных и расторгнутых (приостановленных) договорах на обращение с отходами, принята с нарушением требований ст. 8 Конституции РФ в части нарушения прав на свободу осуществления экономической деятельности, а также ст. 421 ГК РФ, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Устава Хорольского муниципального района в части осуществления контрольных функций за осуществлением экономической деятельности.
Данные выводы также основаны на положениях Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 "О свободе договора и ее пределах".
По аналогичным основаниям не соответствует требованиям действующего законодательства приложение к Решению Думы, поскольку, незаконно навязывает субъектам предпринимательской деятельности определенную форму договора, несмотря на установленный Гражданским кодексом Российской Федерации принцип свободы договора.
Кроме того, указанные пункты содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный п. п. "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", а именно выборочное изменение объема прав, смысл которого заключается в возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций но усмотрению органов местного самоуправления.
Подпункт 2 пункта 11.1 Решения возлагает ответственность за содержание, чистоту, сбор и своевременный вывоз отходов с территорий, находящихся в пользовании хозяйствующих субъектов, на руководителей хозяйствующих субъектов, однако, указанный вывод противоречит положениям ст. 56 ГК РФ, ст. 2.10 КоАП РФ, ст. 57 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", поскольку освобождает от ответственности за неисполнение настоящего Решения юридических лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

1. Подпункт 1 пункта 1.3, подпункт 3 пункта 2.1, подпункт 14 пункта 2.2, пункт 8.5, а также приложение к решению Думы Хорольского муниципального района от 05.12.2014 № 145 "Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в Хорольском муниципальном районе" отменить как незаконные.
2. Пункты 3.2, 3.9, 3.13, 6.1 и подпункт 2 пункта 11.1 решения Думы Хорольского муниципального района от 05.12.2014 № 145 "Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в Хорольском муниципальном районе" привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.
3. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Думы Хорольского муниципального района Приморского края.
4. О месте и времени рассмотрения протеста заблаговременно уведомить Приморского межрайонного природоохранного прокурора для обеспечения участия в его рассмотрении протеста.
5. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно уведомить Приморского межрайонного природоохранного прокурора в письменной форме.

Приморский межрайонный
природоохранный прокурор,
советник юстиции
М.Ю.ГРИЦУН


------------------------------------------------------------------