Решение Приморского краевого суда от 02.07.2015 N 3-90/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 19.12.2014 N 64/5 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго">



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. № 3-90/2015

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. Ф.И.О.10 о признании недействующими в части Закона Приморского края от 11 июня 2002 года № 241-КЗ "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере", Порядка предоставления социальной выплаты на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам Российской Федерации, проживающим в Приморском крае, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 20 ноября 2012 года № 337-па "О социальной выплате на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам Российской Федерации, проживающим в Приморском крае", постановления департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2014 года № 64/5 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго",

установил:

В суд обратилась Б.М.Ф. с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, указывая, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В квартире она не зарегистрирована.
Ею оспариваются следующие нормативные правовые акты: Закон Приморского края от 11 июня 2002 года (с последующими изменениями) № 241-КЗ "О защите граждан в жилищно-коммунальной сфере" (опубликован в издании "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края", 3 июля 2002 года, № 119), Порядок предоставления социальной выплаты на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам Российской Федерации, проживающим в Приморском крае, утвержденный постановлением Администрации Приморского края от 20 ноября 2012 года (с последующими изменениями) № 337-па (опубликован в Приморской газете 23 ноября 2012 года), постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2014 года № 64/5 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" (опубликовано в Приморской газете, спецвыпуск, № 149 (1014) за 26 декабря 2014 года).
Определением Приморского краевого суда от 2 июля 2015 года прекращено производство по делу по заявлению в части оспаривания Закона Приморского края от 11 июня 2002 года № 241-КЗ "О защите граждан в жилищно-коммунальной сфере" и Порядка предоставления социальной выплаты на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам Российской Федерации, проживающим в Приморском крае, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 20 ноября 2012 года № 337-па.
В судебное заседание Б.М.Ф., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась. По сообщению ее представителей, она занята на работе, доверила им представлять ее интересы в суде.
В связи с тем, что неявка заявителя в силу статьи 252 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению заявления, дело рассмотрено в отсутствие Б.М.Ф.
Представители заявителя Б.М.Ф. - Е.Д.А. и П.Н.А. в судебном заседании поддержали заявление, просили признать недействующим постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2014 года № 64/5 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" в той мере, в которой данный нормативный правовой акт допускает его применение в качестве акта утвердившего тарифы на тепловую энергию, а не экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию.
Представитель департамента по тарифам Приморского края Х.Е.А. не согласилась с заявлением, указывая, что одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Приказом ФСТ России от 11 октября 2014 года № 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год" установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию в среднем для потребителей Приморского края в размере 114,1%.
Постановлением департамента от 19 декабря 2014 года № 64/5 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую КГУП "Примтеплоэнерго" в размере с 1 января 2015 года 3334,66 рублей/Гкал, с 1 июля 2015 года 3734,33 руб./Гкал. Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию для КГУП "Примтеплоэнерго" осуществлялось методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Рост тарифа на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" в 2015 году составил 112%, что ниже, чем установленная максимальная величина роста тарифов по Приморскому краю на 2015 год.
Обязательная форма принимаемых департаментом постановлений определена приказом ФСТ России от 7 июня 2013 года № 163 "Об утверждении регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения". Указанным Приказом ФСТ России определены группы потребителей, для которых устанавливаются тарифы в сфере теплоснабжения, в том числе население.
В связи с принятием Закона Приморского края от 19 июня 2015 года № 640-КЗ "О льготном тарифе на тепловую энергию (мощность) на территории Приморского края и о внесении изменений в Закон Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" департамент по тарифам Приморского края 24 июня 2015 года принял постановление № 26/1 "Об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) на территории Приморского края", которое вступило в действие с 1 июля 2015 года. Оспариваемое постановление продолжает действовать одновременно с вновь принятым постановлением.
Выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).
Согласно пункту 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Потребителем тепловой энергии (потребитель) является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (часть 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2014 года № 64/5 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" установлены и введены в действие с 1 января по 31 декабря 2015 года тарифы на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго", в том числе для населения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года № 214-па (в редакции постановления от 30 декабря 2011 года № 357-па), департамент по тарифам Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением (далее - Положение).
В силу подпункта 1 пункта 9.19.1 Положения департамент по тарифам устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Таким образом, обжалуемое постановление принято департаментом по тарифам Приморского края в пределах его полномочий.
На основании абзаца 2 пункта 3 Положения департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Федеральной службой по тарифам, с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с их территориальными органами, органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления Приморского края и в пределах своих полномочий принимает решения самостоятельно.
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 7 июня 2013 года № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент).
Согласно пункту 22 Регламента решение органа регулирования принимается по форме в соответствии с приложением № 1 к настоящему Регламенту.
Форма решения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, предусматривает отдельной строкой тарифы для населения (указываются с учетом НДС), которые выделяются в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).
Обжалуемое заявителем постановление департамента по тарифам Приморского края по содержанию полностью соответствует форме решения, содержащейся в приложении № 1 Регламента.
В обоснование заявления о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2014 года № 64/5 заявитель ссылается на то, что ранее действовавшие на территории Приморского края тарифы на тепловую энергию для иных потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" фактически являлись экономически обоснованными тарифами, которые применялись исключительно для населения. Экономически обоснованный тариф используется и в настоящее время, только с 2012 года департамент по тарифам Приморского края в своих постановлениях заменяет понятие "экономически обоснованный тариф" на понятие "тариф для населения".
По мнению заявителя, установленный постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2011 года № 80/7 тариф для населения в размере 3016 рублей 08 копеек за 1 Гкал. более, чем в два раза превысил предельную величину тарифа на тепловую энергию, установленную постановлением Администрации Приморского края от 16 декабря 2011 года № 325-па (1304 рубля 60 копеек - 1435 рублей 06 копеек). Такой скачок тарифа противоречит Приказу ФСТ России от 29 сентября 2009 года № 228/э/3, которым установлена максимальная величина роста тарифов, в том числе по Приморскому краю, на 2010 год в размере 5%.
Заявитель считает, что в федеральном законодательстве различаются экономически обоснованные тарифы, установленные для производителя, и тарифы на тепловую энергию для населения, которые должны устанавливаться и не должны превышать предельных индексов роста. Однако департамент по тарифам Приморского края ежегодно устанавливает только экономически обоснованный тариф в качестве тарифа на теплоэнергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" (тариф на тепловую энергию для населения). Экономически обоснованный тариф устанавливается по представлению КГУП "Примтеплоэнерго" и направлен на его экономическую выгоду.
Суд не может согласиться с доводами заявителя.
Предусмотренный частью 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим (часть 2 статьи 8).
Пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении предусматривает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В силу части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
Аналогичное положение содержится и в пункте 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее - Основы).
В Законе о теплоснабжении отсутствует понятие "экономически обоснованный тариф". В то же время одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций (пункт 6 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
В пункте 16 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения установлены методы, которые используются при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат) (подпункт "а").
На основании пункта 4 части 2 статьи 7 Закона о теплоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Приказом ФСТ России от 11 октября 2014 года № 227-э/3 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год с разбивкой с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года и с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2014 года, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации.
Для Приморского края максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию (мощность) установлена с 1 января по 30 июня 2015 года в размере 100%, с 1 июля по 31 декабря 2015 года - 114,1%.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 18 декабря 2013 года № 79/6 был установлен тариф на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" с 1 января по 30 июня 2014 года 3234, 36 рублей/Гкал (без НДС), для населения 3816,54 рублей/Гкал (с НДС); с 1 июля по 31 декабря 2014 года - 3334,66 рублей/Гкал (без НДС), для населения 3934,90 рублей/Гкал (с НДС).
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2014 года № 64/5 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" с 1 января по 30 июня 2015 года 3334,66 рублей/Гкал (без НДС), для населения 3934,90 рублей/Гкал (с НДС); с 1 июля по 31 декабря 2015 года - 3734,33 рублей/Гкал (без НДС), для населения 4406,51 рублей/Гкал (с НДС).
Таким образом, тариф на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" составил в 2015 году: с 1 января по 30 июня 2015 года в размере 100% и с 1 июля по 31 декабря 2015 года - 112% по сравнению с тарифом, действующим на 31 декабря 2014 года, что не превышает максимальную величину роста тарифов на тепловую энергию (мощность), установленную Федеральной службой тарифов России для Приморского края на 2015 год.
Суд не вправе проверять доводы заявителя о значительном росте тарифов на тепловую энергию в 2012 году на основании постановления департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2011 года № 80/7, поскольку указанный нормативный правовой акт утратил силу в связи с ограничением его действия временными рамками и в настоящее время является недействующим.
В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Суд приходит к выводу, что в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления департамента по тарифам Приморского края Закону о теплоснабжении и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Не может быть принято во внимание письмо департамента по тарифам Приморского края от 30 декабря 2013 года № 27/7344, представленное в суд представителями заявителя в обоснование того, что установленные тарифы на 2013 год являются экономически обоснованными тарифами. Данное письмо касается временного периода, который не является предметом судебного рассмотрения.
На основании части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поэтому заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Б. Ф.И.О.11 о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2014 года № 64/5 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Приморский краевой суд.


------------------------------------------------------------------