<Письмо> прокуратуры Приморского края от 06.10.2015 N 8-27-2015 <О порядке рассмотрения и разрешения споров по заявлениям об оспаривании кадастровой стоимости>



Вопрос: В каком порядке подлежат рассмотрению и разрешению споры по заявлениям об оспаривании кадастровой стоимости - по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений?

Ответ:

ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

<ПИСЬМО>
от 6 октября 2015 г. № 8-27-2015

С 15.09.2015 такие дела рассматриваются в соответствии с главой 25 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ такое административное исковое заявление может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд при условии соблюдения установленного статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Досудебное обжалование в комиссии результатов определения кадастровой стоимости не является обязательным только для физических лиц. В силу пункта 15 статьи 20 КАС РФ рассматривает указанные дела в качестве суда первой инстанции краевой суд (часть 4 статьи 245 КАСА РФ).
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Если в ходе рассмотрения дела утверждены и внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, применимые к спорному объекту недвижимости, то заявитель не вправе изменить требования и оспорить результаты очередной кадастровой оценки.
В этом случае необходимо обращаться с новым административным исковым заявлением, соблюдая досудебный порядок.
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости следует отличать от оспаривания решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В соответствии с положениями части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 КАС РФ.

Начальник отдела по обеспечению
участия прокуроров в гражданском
и арбитражном процессе,
старший советник юстиции
Н.А.САЙКО


------------------------------------------------------------------