<Письмо> Гострудинспекции в Приморском крае от 02.10.2015 N 10-10406-15-ИСХ <По вопросу привлечения к административной ответственности инженера по охране труда, как должностное лицо>



Вопрос: Я работаю инженером по охране труда, после проведения прокурорской проверки, меня вызвали в прокуратуру и возбудили в отношении меня административное производство по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Можно ли инженера по охране труда привлечь к административной ответственности как должностное лицо?

Ответ:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

<ПИСЬМО>
от 2 октября 2015 г. № 10-10406-15-ИСХ

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 статьи 5.27 и статьей 5.27.1 КоАП РФ - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Субъектами указанного правонарушения могут являться: должностное лицо; лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридическое лицо. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Таким образом, с точки зрения КоАП РФ, должностным лицом является лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Нормативно не установлено определение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Разъяснение указанных категорий приведено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", в соответствии с которым: организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. Должностные обязанности специалиста по охране труда предусмотрены в приказе от 17 мая 2012 г. № 559н об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда", в соответствии с которым специалист по охране труда: осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда. Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания. Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты. Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный инструктаж, контролирует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда. Таким образом, исходя из приведенных должностных обязанностей инженера по охране труда, можно сделать вывод, что он наделен определенными распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, например: он принимает меры по прекращению эксплуатации машин, оборудования и производства работ в цехах, на участках, на рабочих местах, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии. С учетом приведенной нормы, инженер по охране труда может являться должностным лицом с точки зрения КоАП РФ и субъектом ответственности правонарушения, предусмотренного статьей 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

И.о. руководителя Государственной инспекции труда -
главного государственного инспектора труда
в Приморском крае
Т.И.КУЗНЕЦОВА


------------------------------------------------------------------