По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 03.09.2015 N 2-5684/2015 <О признании частично недействующим решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа">
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2015 г. № 2-5684/2015
(извлечение)
Ленинский районный суд <адрес> края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О.17 Котовой Ф.И.О.13, Котовой Ф.И.О.14 о признании нормативного акта Думы <адрес> противоречащим закону и недействующим в части,
установил:
Ф.И.О.18 К. Ф.И.О.15, К. Ф.И.О.16 обратились в Ленинский суд с названным заявлением, просили признать противоречащим закону и недействующим решение Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в границах земельного участка, утвержденных распоряжением УГиА от дд.мм.гггг № "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <адрес>В" территориальной зоны Т-3.
В судебном заседании представитель заявителей требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, уточнив требования в части признания акта недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Представители Думы <адрес>, Администрации <адрес>, УГиА администрации <адрес>, Департамента земельных отношений требования не признали, представив письменные возражения.
Прокуратура <адрес> своего представителя в судебное заседание не направила.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Заявители являются общедолевыми собственниками здания торгового комплекса с пристройками по <адрес>В в <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону.
Земельный участок под строительство торгового комплекса с пристройками выделялся в 2000 году на основании постановления Администрации <адрес> от дд.мм.гггг № 639. Сам объект был сдан в эксплуатацию в октябре 2000 года, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от дд.мм.гггг г., доказательств обратного суду не представлено.
Распоряжением УГА Администрации <адрес> от дд.мм.гггг № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>В для эксплуатации здания торгового комплекса с пристройками (лит. А, А1 - пристройка, А2 - пристройка, А3 - пристройка) площадью 274 кв. м.
Однако, осуществить государственный кадастровый учет данного земельного участка не представляется возможным в связи с тем, что образуемый земельный участок попадает в две территориальные зоны - "зону объектов автомобильного транспорта" (Т-3) и "зону застройки многоэтажными жилыми домами" (Ж-3), установленными правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы <адрес> № от 07.04.2010 (в актуальной редакции).
Решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг № утвержден "Генеральный план <адрес> городского округа". В настоящее время Генеральный план <адрес> действует в редакции изменений, внесенных решениями Думы от дд.мм.гггг № 718, от дд.мм.гггг № 792, от дд.мм.гггг № 401.
На основании утвержденного генерального плана, были приняты Правила землепользования и застройки на территории ВГО, которые установили территориальные зоны в границах функциональных зон, утвержденных Генеральным планом.
Согласно ч. 15 ст. 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Частью 4 ст. 32 ГрК РФ предусмотрено право физических и юридических лиц оспаривать решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Правовые основы территориального зонирования земель населенных пунктов установлены Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
Согласно п. 2 ст. 85 ЗК РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно ст. 18 ГрК РФ генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований. В соответствии со ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Основа правового режима земельных участков в городах и поселениях определяется градостроительным регламентом, который устанавливается правилами землепользования и застройки и обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п. 3 ст. 85 ЗК РФ). Правила землепользования и застройки определяют виды разрешенного использования и предельные (минимальные и максимальные) значения размеров земельных участков. Территориальные зоны состоят из функциональных зон. В свою очередь, функциональные зоны определяют перечень допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков и размещения (строительства) в них конкретных капитальных объектов.
В правилах землепользования и застройки представлены перечень видов разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства по территориальным зонам.
Решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг № утверждены Правила землепользования и застройки на территории <адрес> городского округа (далее по тексту - Правила). Статья 20 Правил определяет общие принципы назначения градостроительных регламентов и установила, что градостроительными регламентами определены правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Статьей 19 Правил в числе видов территориальных зон <адрес> городского округа и их кодовых обозначений определены зона объектов автомобильного транспорта (Т-3) (подпункт "в" пункта 5 части 1 данной статьи) и зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) (подпункт "в" пункта 1 части 1 данной статьи).
Из положений названной нормы следует, что зона Т-3 относится к зоне транспортной инфраструктуры, а зона Ж-3 - жилой зоне.
В силу ст. 42 Правил зона объектов автомобильного транспорта определена для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства.
При этом, согласно части 2 ст. 39 Правил в отношении земельных участков и объектов капитального строительств, расположенных на территории зон транспортной инфраструктуры, устанавливаются ограничения их использования в соответствии с законодательством РФ в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий: охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов, иных зон, устанавливаемых в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также, ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, данному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии с частью 4 ст. 30 ГрК РФ и пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ каждый земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что существующим положением нарушаются права и законные интересы заявителей как собственников объекта недвижимости, т.к. невозможно осуществить государственный кадастровый учет земельного участка под объектом недвижимости, т.к. участок под ним отнесен одновременно к двум территориальным зонам - зоне Т-3 и Ж-3.
Определение части земельного участка в зоне Т-3 создает заявителям ограничения по пользованию и распоряжению спорным земельным участком, приводит к разделу собственником (распорядителем) земельного участка по своему усмотрению без учета мнения его пользователя. Более того, не имея возможности завершить оформления данного земельного участка, заявители фактически используют его без внесения в соответствующий бюджет обязательных платежей, налогов и сборов.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Как следует из ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно вышеуказанным нормам гражданского законодательства сфера права собственника распространяется как на осуществление действий, связанных с использованием объекта недвижимости, так и на действия, связанные с запретом другим лицам без правовых оснований пользоваться этим объектом.
Расположение участка в двух территориальных зонах нарушает права заявителей, поскольку влечет изменение вида разрешенного использования названного земельного участка. Определение части земельного участка в зоне Т-3 создает заявителям ограничения по пользованию и распоряжению названным земельным участком.
Заявителями исчерпаны все иные способы устранения существующих ограничений, в том числе обращение за изменением территориального зонирования в рамках административной процедуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Ч. 3 указанной статьи предусматривает, что решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Ф.И.О.20 К. Ф.И.О.19, К. Ф.И.О.21 о признании нормативного акта Думы <адрес> противоречащим закону и недействующим в части, - удовлетворить.
Признать противоречащим закону и недействующим с даты вступления решения суда в законную силу решение Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории <адрес> городского округа" в части установления территориальной зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 в границах земельного участка, утвержденных распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> от дд.мм.гггг № 2561.
Обязать Думу <адрес> официально опубликовать сообщение о принятом по делу решении.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия.
------------------------------------------------------------------