Протест прокурора Приморского края от 20.04.2015 N 7/3-3-2015 "На приказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20.03.2015 N 84 "Об утверждении Административного регламента департамента земельных и имущественных отношений Приморского края предоставления государственной услуги "Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в собственности и в ведении Приморского края"



ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПРОТЕСТ
от 20 апреля 2015 г. № 7/3-3-2015

НА ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ЗЕМЕЛЬНЫХ
И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО
КРАЯ ОТ 20.03.2015 № 84 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ДЕПАРТАМЕНТА ЗЕМЕЛЬНЫХ
И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ПРОВЕДЕНИЕ АУКЦИОНА ПО ПРОДАЖЕ
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ И (ИЛИ)
В ВЕДЕНИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, ЛИБО АУКЦИОНА НА ПРАВО
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,
НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ И (ИЛИ)
В ВЕДЕНИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"

Приказом департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20.03.2015 № 84 утвержден Административный регламент департамента земельных и имущественных отношений Приморского края предоставления государственной услуги "Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в собственности и (или) в ведении Приморского края, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности и (или) в ведении Приморского края".
Данный регламент официально опубликован в "Приморской газете" спецвыпуск, № 29(1047), 25.03.2015.
Некоторые положения данного документа не соответствуют требованиям нормативных правовых актов федерального и краевого уровня, имеющих большую юридическую силу.
Так, согласно абзацам 3, 4 пункта 3.2 Административного регламента заявление о предоставлении государственной услуги и прилагаемые к нему документы заявителем представляются, в том числе, путем направления в департамент заказным почтовым отправлением.
Между тем, согласно ч. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона подается или направляется в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, что почтовое отправление, которым направляется заявление о предоставлении данной государственной услуги, должно быть заказным.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" такие требования к почтовому отправлению также не установлены.
Требование о направлении заявления заказным почтовым отправлением является обременительным по отношению к гражданам и юридическим лицам, обращающимся за предоставлением государственной услуги, и в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", подпунктом "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, относится к коррупциогенным факторам.
В соответствии с абзацами 6 - 10 пункта 3.3 Административного регламента в двухмесячный срок со дня получения заявления физического или юридического лица о проведении аукциона по продаже земельного участка находящегося в собственности и (или) ведении Приморского края, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности и (или) ведении Приморского края, департамент может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо принять решение об отказе в предоставлении государственной услуги, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации субъекта Российской Федерации и настоящим регламентом.
Департамент на основании решения о проведении аукциона обеспечивает:
проведение работ по определению начальной цены предмета аукциона в случае, если решением о проведении аукциона начальная цена предмета аукциона определяется по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
направление запросов о предоставление технических условна подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение), за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на праве заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоение территории или ведения дачного хозяйства;
в месячный срок с момента получения отчета по определению начальной цены предмета аукциона в случае, если решением о проведении аукциона начальная цена предмета аукциона определяется по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и получения технических условий подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение), за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, осуществляет подготовку и согласование проекта распоряжения департамента о существенных условиях аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка.
Указанные положения Административного регламента не соответствуют требованиям подпунктов 8 - 9 пункта 4 и подпункта 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 39.11 Кодекса в ходе подготовки к проведению аукциона предусмотрено получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона.
При этом согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 39.11 Кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 39.11 Кодекса уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 8 данной статьи (оснований, при которых земельный участок, не может быть предметом аукциона), и принимает в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решение о проведении аукциона либо решение об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Таким образом, с учетом данных положений Земельного кодекса Российской Федерации получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, должно осуществляться до, а не после принятия решения о проведении аукциона, причем в пределах двухмесячного срока со дня поступления заявления от лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Однако порядок рассмотрения заявлений и принятия по ним решений, установленный Административным регламентом департамента земельных имущественных отношений Приморского края, в указанной части требованиям Кодекса не соответствует.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в административном регламенте должны быть установлены, в том числе, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур.
Между тем, в пункте 3.3 Административного регламента не установлен срок принятия распоряжения департамента о существенных условиях аукциона в случае, если для проведения аукциона не требуется получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в случае, когда департаментом на основании пунктов 12, 14 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение об определении начальной цены предмета аукциона, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а не по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Отсутствие или неопределенность сроков принятия решений в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", подпунктом "а" пункта 1 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

1. Абзац 4 пункта 3.2, абзацы 6 - 10 пункта 3.3 Административного регламента департамента земельных и имущественных отношений Приморского края предоставления государственной услуги "Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в собственности и (или) в ведении Приморского края, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности и (или) в ведении Приморского края", утвержденного приказом департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20.03.2014 № 84, привести в соответствие с законом.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента поступления.
3. О времени и месте рассмотрения протеста необходимо уведомить прокурора, принесшего протест, для принятия участия в его рассмотрении.
4. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.

Заместитель прокурора края
старший советник юстиции
В.А.ЛОГВИНЧУК


------------------------------------------------------------------