Решение Межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае от 09.04.2015 N 1 "О состоянии условий и охраны труда в Приморском крае в 2014 году и задачах на 2015 год"



МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. № 1

О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В 2014 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2015 ГОД

Рассмотрев информацию "О состоянии условий и охраны труда в Приморском крае в 2014 году и задачах на 2015 год", межведомственная комиссия по охране труда в Приморском крае решила:
1. Информацию "О состоянии условий и охраны труда в Приморском крае в 2014 году и задачах на 2015 год" принять к сведению и разместить на сайте Администрации Приморского края.
2. Всем участникам социально-трудовых отношений считать приоритетной деятельностью обеспечение безопасности труда работников.
3. Рекомендовать:
3.1. Работодателям:
- осуществлять системное планирование работ по охране труда, направленное на переход к управлению профессиональными рисками, включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков,
срок исполнения: ежегодно;
- шире привлекать к сотрудничеству в вопросах улучшения условий и контролю за охраной труда членов трудового коллектива путем создания института уполномоченных по охране труда и комитетов (комиссий) по охране труда,
срок исполнения: в течение 2015 года;
- использовать механизм частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование,
срок исполнения: ежегодно;
- организовать проведение лабораторно-инструментального контроля факторов производственной среды в соответствии с программой производственного контроля с периодичностью, соответствующей классу опасности вещества,
срок исполнения: в течение 2015 года;
- проводить работу по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда",
срок исполнения: в соответствии
с действующими нормативными правовыми актами;
обеспечить:
- выполнение статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации по созданию служб охраны труда (введение должности специалиста по охране труда) в организациях с численностью свыше 50 работающих,
срок исполнения: в течение 2015 года
- проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Работников, не прошедших периодический медицинский осмотр, не допускать к работе с вредными производственными факторами,
срок исполнения: в соответствии
с действующими нормативными правовыми актами;
- своевременное проведение обучения по охране труда, пожарно-техническому минимуму и другие виды обучения, проверку знаний требований охраны труда у работников. Руководителям организаций принимать участие в работе комиссий по проверке знаний нормативных требований охраны труда, как у главных специалистов, так и у руководителей среднего звена,
срок исполнения: в течение 2015 года;
- соблюдение требований пожарной, промышленной, экологической и энергетической безопасности,
срок исполнения: в течение 2015 года;
- проведение мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда (28 апреля) под девизом "Вместе повысим культуру профилактики в охране труда",
срок исполнения: апрель;
3.2. Руководителям организаций, оказывающим услуги по проведению специальной оценки условий труда, обеспечить качественное и своевременное проведение работ,
срок исполнения: постоянно.
3.3. Руководителям обучающих организаций обеспечить качество обучения по охране труда, обновление информационного ресурса центров,
срок исполнения: постоянно.
3.4. Государственной инспекции труда в Приморском крае продолжить работу по расширению круга участников проекта "Декларирование деятельности организаций по реализации трудовых прав работников и работодателей",
срок исполнения: в течение 2015 года.
3.5 Главам администраций городских округов и муниципальных районов продолжить работу по координации обучения по охране труда работников организаций, оказанию методической помощи работодателям в организации обучения, проведению мониторинга обучения по охране труда, специальной оценки условий труда, семинаров по охране труда для специалистов организаций и работодателей,
срок исполнения: в течение 2015 года;
- способствовать созданию комиссий (комитетов) по охране труда в организациях, избранию в каждой организации уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда,
срок исполнения: в течение 2015 года;
- стимулировать руководителей организаций и работодателей - физических лиц, достигших наилучших успехов в области организации работы по охране труда,
срок исполнения: в течение 2015 года;
- реализовывать план мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на 2015 год;
срок исполнения: в течение 2015 года.
3.6 Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора), департаменту труда и социального развития Приморского края, администрациям городских округов и муниципальных районов края обеспечить активное взаимодействие со средствами массовой информации в части информирования работников о наиболее распространенных профессиональных рисках, культуры безопасного труда и личной ответственности за свое здоровье,
срок исполнения: в течение 2015 года.
3.7 Федерации профсоюзов Приморского края:
- активизировать работу общественного актива по контролю деятельности работодателей по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,
срок исполнения: в течение 2015 года.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на департамент труда и социального развития Приморского края.

Заместитель председателя
межведомственной комиссии
по охране труда
в Приморском крае -
заместитель руководителя
Государственной
инспекции труда -
заместитель главного
государственного
инспектора труда
в Приморском крае
А.Л.МАЛИНОВСКИЙ





ИНФОРМАЦИЯ
О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
В 2014 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2015 ГОД

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 2014 году в Российской Федерации проводилась целенаправленная работа по реформированию системы управления охраной труда. Приоритетным направлением реформирования является переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе, позволяющей реализовать превентивный подход к сохранению здоровья и жизни работников на производстве.
В этой связи работа органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в 2014 году была направлена на:
внедрение на территории края законодательства о специальной оценке условий труда;
обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда;
улучшение условий и охраны труда в организациях края путем реализации превентивных мер, способствующих снижению производственного травматизма и профзаболеваемости;
информационное обеспечение и пропаганду лучших практик в сфере охраны труда.
В целях обеспечения на территории края защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда, а также сокращения смертности работающего населения вследствие нарушения требований охраны труда с 2013 года в крае действует государственная программа Приморского края "Содействие занятости населения Приморского края на 2013 - 2017 годы", в которую включены мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
Мероприятия направлены на улучшение условий труда на рабочих местах, повышение качества оценки существующих профессиональных рисков, пропаганду культуры безопасного труда на территории Приморского края.
Объем финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2014 год был запланирован в размере 102965,1 тыс. рублей, в том числе из средств краевого бюджета - 22965,1 тыс. рублей и внебюджетных источников - 80000,00 тыс. рублей.
В результате реализации мероприятий Программы проводится работа в области улучшения условий и охраны труда, сохранения здоровья работающего населения Приморского края, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, что позволяет сократить материальные потери, связанные с последствиями профессиональной заболеваемости. Программа способствует стабильному социально-экономическому развитию Приморского края.
В целом, в 2014 году на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда Программы направлено 122854,92 тыс. рублей, что составляет 119,3% от утвержденного объема денежных средств на 2014 год, из них:
22492,92 тыс. рублей - средства краевого бюджета (освоено 98,0% от запланированного объема на год);
100362,0 тыс. рублей - внебюджетные средства (освоено 125,5% от запланированного объема на год).
В Приморском крае зарегистрировано более 67 тыс. (2013 год - 65 тыс.) организаций. По оценочным данным 1700 (2013 год - 1732) из них имеют численность работающих более 50 чел.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в 163 (2013 год - 164) организациях края созданы службы охраны труда, в 1460 (2013 год - 1460) - введена должность специалиста по охране труда. Фактическая численность специалистов по охране труда, освобожденных от исполнения несвойственных обязанностей, в организациях края и у работодателей - индивидуальных предпринимателей составляет 1753 человека, или 87,3% (2013 год - 86,5%) от расчетного норматива.
Для организации совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда в 4931 (2013 год - 4512) организации края созданы и работают комиссии (комитеты) по охране труда, или 7,4% (2013 год - 6,9%) от общего числа организаций.
В 5450 (2013 год - 5249) организациях края избраны уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, что составляет 8,1% (2013 год - 8%) от общего числа организаций.
Значительное место в реализации мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости отводится организации обучения по охране труда всех категорий работников, в том числе руководителей, работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Обучение и проверка знаний требований охраны труда в Приморском крае организованы в соответствии со ст. ст. 212, 216, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012, Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003.
В Приморском крае в 2014 году осуществляли деятельность по обучению по охране труда 23 (в 2013 году - 21) организации, аккредитованные в установленном порядке на выполнение работ (оказание услуг) по проведению обучения по охране труда.
В рамках Закона Приморского края от 9 ноября 2007 года № 153-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда" продолжена работа по координации обучения обучающими центрами в тесном взаимодействии со специалистами по государственному управлению охраной труда муниципальных образований, Государственной инспекцией труда в Приморском крае.
Специалисты по государственному управлению охраной труда муниципальных образований проводили углубленный мониторинг состояния организации обучения по охране труда в организациях, созданию базы данных о количестве обученных по охране труда по категориям слушателей, видам экономической деятельности.
В 2014 году обучено по охране труда в обучающих организациях и работодателями 227188 человек, что составляет 31,5% от общего количества работающих в муниципальных образованиях края. С учетом трехлетнего периода обучения доля обученных по охране труда составляет 96%.
Обучающими организациями Приморского края было обучено по охране труда 13404 человека. Обучены по охране труда следующие категории работников (% от кол-ва обученных за 2014 год):
- руководители - 5503 чел. (41,0%);
- главные специалисты - 2824 чел. (21,1%);
- специалисты - 3876 чел. (28,9%);
- руководители и специалисты служб охраны труда - 597 чел. (4,5%);
- члены комитетов по охране труда - 232 чел. (1,7%);
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда - 372 чел (2,8%).
По видам экономической деятельности за 2014 год по охране труда обучены работники:
- оптовой и розничной торговли, ремонт бытовых изделий - 2448 чел.;
- образования - 1668 чел.;
- транспорта и связи - 1548 чел.;
- строительства - 1424 чел.;
- сферы предоставление коммунальных, социальных и др. услуг - 1088 чел.;
- здравоохранения - 987 чел.;
- обрабатывающих производств - 953 чел.;
- государственного управления - 826 чел.;
- сферы по операции с недвижимым имуществом - 559 чел.;
- производства и распределение электроэнергии, газа и воды - 496 чел.;
- сельского и лесного хозяйства - 326 чел.;
- рыболовства, рыбоводства - 300 чел.;
- сферы финансовой деятельности - 284 чел.;
- сферы добычи полезных ископаемых - 283 чел.;
- управления гостиниц и ресторанов - 214 чел.
Обучающие организации уделяли значительное внимание построению учебного процесса с использованием как традиционных форм обучения так и на основе компьютерных обучающих программ, видеоматериалов и тренажеров (манекенов) для отработки навыков оказания первой помощи пострадавшим.
Одним из важнейших направлений государственного управления охраной труда является организация проведения специальной оценки условий труда.
В 2014 году на территории Приморского края осуществляли свою деятельность 17 организаций, аккредитованных в Минздравсоцразвития России.
За 2014 год специальную оценку условий труда провели 1834 организации на 30075 рабочих местах.
По итогам проведения специальной оценки условий труда количество рабочих мест:
- с оптимальными условиями труда составило 73,4% (22070 рабочих мест);
- с вредными условиями труда составило 26,6% от общего количества рабочих мест (8005 рабочих мест).
За пять лет в организациях Приморского края проведены исследования 150051 рабочего места по условиям труда, что составляет 30,9% от общего количества рабочих мест.
По состоянию на 1 января 2015 года доля работников, занятых в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, составляет 53% от списочной численности работников организаций края.
В целях координации действий всех заинтересованных структур в области охраны труда в 2014 году в 33 муниципальных образованиях проведены заседания межведомственных комиссий по охране труда. На заседаниях рассмотрено 422 вопроса (2013 г. - 374). Артемовским городским округом актуальные проблемы охраны труда рассматриваются на заседаниях трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений, которой рассмотрено в 2014 году 26 вопросов (2013 г. - 18).
В 2014 году проведены 4 заседания межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае, на которых рассмотрено 12 вопросов в области условий и охраны труда, в том числе в сфере образования, производства пищевых продуктов, строительства.
Решения краевой межведомственной комиссии для руководства и исполнения направлялись администрациям муниципальных образований, органам государственного контроля (надзора), руководителям организаций, структурам, оказывающим услуги по обучению по охране труда и проведению специальной оценки условий труда.
Информационные материалы и решения краевой межведомственной комиссии по охране труда систематически размещались на сайте Администрации Приморского края, публиковались в СМИ.
В целях координации действий департаментом труда и социального развития Приморского края были организованы и проведены:
заслушивания отчетов глав администраций городских округов и муниципальных районов края о реализации государственных полномочий по государственному управлению охраной труда в муниципальных образованиях;
4 краевых совещания в сфере охраны труда с участием представителей ДФО, органов государственного контроля (надзора), глав администраций городских округов и муниципальных районов края, специалистов по государственному управлению охраной труда муниципальных образований, организаций, оказывающих услуги по обучению по охране труда, и аттестующих организаций;
11 проверок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда;
совместное совещание с представителями Роструда, государственной инспекции труда в Приморском крае по вопросу сокращения производственного травматизма в Приморском крае;
совещание под руководством первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкина с руководителями органов исполнительной власти по труду и руководителями государственных инспекций по труду Дальневосточного федерального округа по вопросу снижения производственного травматизма в Дальневосточном федеральном округе. Проведены рабочие встречи по вопросу условий труда в ОАО "З", ООО "Р", ЗАО "Ю".
В целях пропаганды лучших практик в сфере охраны труда в 2014 году:
проведен краевой смотр-конкурс на лучшую постановку работы по охране труда среди муниципальных образований и организаций края. В 2014 году в конкурсе приняли участие около 200 организаций края, с числом работающих свыше 30 тысяч человек;
организовано участие 34 муниципальных образования края, свыше 30 организаций края во Всероссийском конкурсе "Успех и безопасность". Итоги конкурса будут подведены Минтрудом России в период проведения первой Всероссийской недели охраны труда в г. Сочи 13 - 17 апреля 2015 года.
В целях популяризации вопросов охраны труда, привлечения к проблемам охраны труда всех участников социально-трудовых отношений, в Приморском крае проведены акции, посвященные Всемирному дню охраны труда и направленные на поддержку идей и лозунгов, провозглашенных Международной Организацией Труда.
Координатор Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, вице-губернатор Приморского края П.Ю. Серебряков обратился через СМИ к работодателям края о проведении мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда.
С 23 апреля 2014 года организована работа телефона "горячей линии", по которому специалистами отдела социального партнерства и охраны труда департамента труда и социального развития Приморского края оказано свыше 50 консультаций по вопросам трудового законодательства РФ.
Проведены мероприятия, направленные на профилактику производственного травматизма, улучшению условий и охраны труда:
месячники по охране труда, дни охраны труда, декады охраны труда в 128 организациях в 10 муниципальных образованиях края;
заседания межведомственных комиссий по охране труда, координационных советов специалистов по охране труда, круглые столы, семинары (практикумы), совещания, конференции с участием представителей органов государственного контроля (надзора), общественных и профсоюзных активистов, выступления специалистов по охране труда прошли в 22 муниципальных образованиях, в которых приняли участие 153 организации;
лекции, беседы, встречи коллективов по вопросам охраны труда, сокращению профессиональных заболеваний, пожарной безопасности прошли в 136 организациях края;
инструктажи по охране труда, тренинги по оказанию первой помощи пострадавшим проведены в 113 организациях края;
горячая линия, телефоны доверия по вопросам охраны труда - в 4 муниципальных образованиях края;
оформление кабинетов, уголков по охране труда, стендов, выставок, вывешены памятки, плакаты, посвященные Всемирному дню охраны труда в 121 организации края;
смотры-конкурсы на лучшую организацию охраны труда, детские конкурсы-викторины по охране труда, на лучший детский рисунок по охране труда и пожарной безопасности, награждение руководителей и специалистов, достигших наилучших показателей по вопросам улучшения условий и охраны труда, - в 18 муниципальных образованиях, в которых приняли участие более 3 тыс. работающих (91 организация Приморского края).
Подготовлено более 27 статей и публикаций о Всемирном дне охраны труда, проведены 4 телевизионные передачи, в Пожарском муниципальном районе радиопередача, посвященные вопросам охраны труда.
Итого в рамках Всемирного дня охраны труда в муниципальных образованиях Приморского края приняли участие 384 организации, с охватом более 5 тыс. работающих.
В результате реализации комплекса мероприятий в 2014 году на территории края количество погибших на производстве сократилось с 64 до 40 работников (снижение на 40,6% по сравнению с прошлым годом).
В целях реализации Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда, Трудового кодекса Российской Федерации, включая право на безопасные условия труда, Государственная инспекция труда в Приморском крае осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
Одним из основных показателей, реально свидетельствующих о состоянии условий и охраны труда в регионе, являются зарегистрированные несчастных случаи на производстве за определенный период.
Прошедший 2014 год характеризуется следующими показателями уровня производственного травматизма с тяжелыми последствиями.
Всего зарегистрировано в 2014 году (в сравнении с 2013 г.) несчастных случаев с тяжелыми (т.е. смертельные и тяжелые несчастные случаи) последствиями:


2013 г.
2014 г.
Произошло несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, всего:
187
151
Из них:

Групповых несчастных случаев
10
8
Несчастных случаев со смертельным исходом
52
30
Несчастных случаев с тяжелым исходом
125
113
Всего погибло на производстве (чел.)
62
40

В 2014 году произошло реальное снижение общего уровня производственного травматизма с тяжелыми последствиями на 20%, при этом количество пострадавших со смертельным исходом снизилось на 35%.
Анализ причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в 2014 году в крае показывает, что их структура существенно не меняется за ряд последних лет.
Так, основными причинами несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, которые были определены комиссиями по расследованию несчастных случаев (госинспекторами труда, проводящими расследование самостоятельно) в 2014 году продолжают оставаться:
- неудовлетворительная организация производства работ - 35% от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями;
- недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда - 11% от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями;
- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест - 7% от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями;
- нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда - 6% от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями;
- неприменение работниками средств индивидуальной защиты, в том числе и из-за необеспеченности ими работодателями - 5% от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
Анализ основных причин производственного травматизма позволяет сделать вывод: недооценка руководителями предприятий необходимости проведения систематической работы по охране труда продолжает оставаться на недопустимо высоком уровне, что ведет к многочисленным нарушениям государственных нормативных требований по охране труда и, как следствие - к травматизму.
Основными травмоопасными видами экономической деятельности в Приморском крае в 2014 году были:
- обрабатывающие производства - 33 НС, т.е. 22% от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями;
- транспорт, в том числе вспомогательное транспортное производство - 31 НС, т.е. 20% от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями;
- энергетика - 17 НС, т.е. 11% от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями;
- строительство - 15 НС, т.е. 10% от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
Всего в организациях, осуществляющих названные виды деятельности произошло в 2014 году около 70% несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями от общего количества несчастных случаев, произошедших в крае.
Общее состояние условий и охраны труда в вышеназванных отраслях деятельности Приморского края может быть характеризовано нижеследующим:
Обрабатывающие производства:
- в отрасли, резко увеличилось число организаций с числом работающих до 50 человек, происходит процесс дробления на более мелкие предприятия, численность работающих в которых составляет до 15 человек.
Как правило, в таких организациях отсутствует система управления охраной труда, нет комплекта нормативных документов по охране труда, учитывающих специфику производственной деятельности.
Транспорт:
Характерными нарушениями трудового законодательства для транспортных компаний являются:
- отсутствует нормативная и методическая литература по охране труда;
- не разработаны планы номенклатурных мероприятий по охране труда, поэтому не обеспечено плановое финансирование затрат на охрану труда;
- в коллективных договорах организаций (где они заключены) отсутствуют соглашения по охране труда;
- автотранспортные предприятия края "лидируют" по наиболее низкому уровню организации работ по охране труда.
Этому способствует:
- отсутствие в организациях нормативно правовой документации по охране труда;
- изношенный парк автотранспортных средств;
- слабая материально-техническая ремонтная база;
- постоянные нарушения работодателями "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей". Они носят массовый характер. Характерным нарушением является не составление графиков сменности работы, не соблюдение графиков сменности, не ведется учет фактически отработанного времени. Часты случаи нарушения установленного нормативными документами длительности еженедельного непрерывного отдыха.
Энергетика:
- допускаются нарушения технологических процессов и производственной дисциплины, отсутствуют проекты производства работ;
- осуществляется допуск к производству работ без прохождения работниками предварительных при поступлении на работу медицинских осмотров;
- на предприятиях не разработана система надзора руководителей среднего звена за производством работ с повышенной опасностью;
- не разработаны в полном объеме в соответствии с нормативными требованиями, инструкции по охране труда для отдельных профессий и видов работ.
Строительство:
- осуществляется эксплуатация неисправного оборудования;
- производится допуск к работе работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда;
- допускаются нарушения технологических процессов и производственной дисциплины, отсутствуют проекты производства работ;
- не выдаются средства индивидуальной защиты, особенно в соответствии с выполняемой работой, средства защиты не имеют сертификатов соответствия;
- осуществляется допуск к производству работ без прохождения работниками предварительных при поступлении на работу медицинских осмотров.
Работа государственной инспекции труда, направленная на снижение производственного травматизма в отдельных отраслях и организациях, заключается, прежде всего, в проведении проверок работодателей, у которых были зафиксированы случаи травмирования работников.
Так, в 2014 году было проведено 18 комплексных плановых проверок работодателей, допустивших в 2013 году смертельные несчастные случаи на производстве. По результатам проверок, с целью устранения выявленных нарушений законодательства по охране труда, работодателям были выданы предписания и наложены административные наказания. Сведения о результатах указанных проверок размещались на сайте гострудинспекции, кроме того, были проведены совещания с руководителями организаций и профсоюзного актива.
Всего Государственной инспекцией труда в Приморском крае в 2014 году проведены 2363 проверки соблюдения работодателями трудового законодательства.
В ходе них выявлено и предписаниями государственных инспекторов труда устранено работодателями 6356 нарушений.
За допущенные нарушения Государственной инспекцией труда привлечено к административной ответственности 2452 юридических и должностных лица на общую сумму 26 млн 500 тыс. руб.
Инспекторами труда в ходе проверок отстранено от работы в связи с непрохождением подготовки по охране труда 1145 человек. Приостановлена работа 16 единиц оборудования, не отвечающего требованиям безопасности.
В ходе проверок на предприятиях выявлялись следующие нарушения:
- не все должностные лица и работники проходят обучение и проверку знаний по охране труда;
- нарушается порядок обучения, инструктажа и проверки знаний требований охраны труда работников;
- не разрабатываются инструкции по охране труда по профессиям и видам работ;
- не все работники ознакомлены с инструкциями по охране труда по профессиям и видам работ;
- работники основных профессий не обеспечиваются сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
- на предприятиях не разработана система надзора руководителей среднего звена за производством работ с повышенной опасностью;
- не проводится специальная оценка рабочих мест по условиям труда;
- не обеспечено проведение обязательных предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников предприятий и др.
Основной причиной многочисленных нарушений государственных нормативных требований по охране труда продолжает оставаться недооценка руководителями предприятий необходимости проведения систематической работы по охране труда.
Государственной инспекцией труда совместно с органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления муниципальных образований и профсоюзами в 2014 году проводились надзорные мероприятия по вопросам соблюдения работодателями гарантированных прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены.
Вся деятельность Государственной инспекцией труда в Приморском крае, направленная на снижение производственного травматизма, является приоритетной и направлена в первую очередь на выполнение Плана мероприятий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Считаем, что основной задачей в 2015 году в области повышения безопасности труда и улучшения условий труда, которая стоит перед всеми органами надзора, специалистами Администрации Приморского края и муниципальных образований является реализация принятого в 2013 году Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Одной из проблем в области охраны труда является необходимость повышения качества обучения работников и специалистов организаций безопасным методам и приемам выполнения работ. Это относится и к обучению специалистов по охране труда в специализированных центрах, имеющих право его проводить.
Государственной инспекцией труда в Приморском крае поставлен вопрос перед руководством Роструда о необходимости организовать поручение Правительства РФ о проверке инспекциями труда в субъектах Российской Федерации организаций, осуществляющих обучение по охране труда руководителей и специалистов.
Считаем необходимым, также, в 2015 году продолжить работу по привлечению работодателей края к участию в добровольном Декларировании деятельности организаций по реализации и соблюдению трудовых прав работников. В настоящее время на территории Приморского края уже выданы сертификаты доверия 76 организациям, работодатели которых гарантированно соблюдают, в том числе, обязанности по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Привлечение более широкого круга работодателей к этой работе позволит улучшить состояние условий и охраны труда в целом по Приморскому краю.
Условия труда как один из основных факторов риска формирования профессиональной и профессионально обусловленной патологии оказывает существенное влияние на уровень профессиональной заболеваемости в крае. В последние годы на предприятиях края ситуация по улучшению состояния условий труда на рабочих местах стабилизировалась. С учетом показателей лабораторного контроля факторов производственной среды и наличия случаев профессиональных заболеваний на предприятиях края распределение промышленных объектов по группам санитарно-эпидемиологического благополучия изменилось незначительно. К I группе относится 30,5% (2013 г. - 29,2%), ко II группе - 64,9% (2013 г. - 65,6%), к III группе - 4,6% (2013 г. - 5,2%) от общего числа промышленных объектов. По сравнению с 2013 годом увеличилось на 1,3% количество объектов I группы, численность объектов II группы уменьшилось на 0,7%, а незначительное уменьшение на 0,6% объектов третьей группы произошло за счет предприятий водного транспорта, где удельный вес таких объектов составляет до 5,6%. В целом по краю численность объектов III неблагополучной группы составила 4,6%, при индикативном показателе 5,1%.
Применение мер административного воздействия при проведении плановых проверок способствует и проведению мероприятий, направленных на оздоровление условий труда и сохранение здоровья работников края. Согласно данным инструментальных замеров, проведенных в 2014 году, по сравнению с 2013 годом отмечается снижение доли рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по параметрам микроклимата, по освещенности, по уровню шума и вибрации. По сравнению с 2013 годом снизился удельный вес неудовлетворительных исследований по шуму на 6,5%, по вибрации на 1,3%, по параметрам микроклимата на 5,8%, по освещенности на 0,7%, но вместе с тем превысил по ЭМП на 2,7%.

Физические факторы
2012 год
2013 год
2014 год
РФ
Шум
20,9
23,4
16,9
24,6
Вибрация
14,7
11,0
9,7
14,8
ЭМП
2,5
1,2
3,9
5,9
Микроклимат
13,3
24,5
18,7
6,9
Освещенность
12,2
20,6
19,9
16,7

Число исследованных проб на пары и газы, с превышением ПДК на промышленных предприятиях снизилось на 0,2% (2014 г. - 0,3%) число исследованных проб на пыль и аэрозоли, превышающих ПДК на промышленных предприятиях возросло на 3,0% и составило 6,9% против 3,9% в 2013 году. По сравнению с прошлым годом увеличился удельный вес и проб воздуха с превышением ПДК по содержанию веществ 1 и 2 классов опасности, в частности по пыли и аэрозоли на 5,1% (2013 г. - 0%;), а по парам и газам на 0,9% (2013 г. - 0%).
В Приморском крае за последние 3 года зарегистрировано 313 профессиональных заболеваний (отравлений), из них: 2014 г. - 132 случая, 2013 г. - 111 случаев, 2012 г. - 70 случаев. На фоне снижения уровня профессиональной патологии в 2012 году, в последние два года отмечается рост числа профессиональных заболеваний. Так по сравнению с прошлым годом число профессиональных заболеваний возросло на 18,9% (2013 г. - на 35,6%). Показатель профессиональной заболеваемости составил 3,1 на 10000 работающих во вредных и опасных условиях труда, против 2,1 - 2013 г. и превышает показатель по РФ на 1,3 (2013 г. - 1,79). Удельный вес профессиональных заболеваний среди женщин составил - 14,4% (2013 г. - 13,5%), что выше показателя по Приморскому краю 2013 года на 0,9%, но не превышает показатель по Российской Федерации (2013 г. - 14,76%). В 2014 году профессиональные заболевания и отравления имели хроническую форму в 100% случаев. В 8,3% (11 случаев) профессиональных заболеваний от их общего числа зарегистрированы с утратой трудоспособности (2013 г. - 21,6%). В 55,3% (2013 г. - 75,6%) случаев профессиональные заболевания зарегистрированы на предприятиях с частной формой собственности (РФ - 73,38%) и Российской собственности - 40,9% (2013 г. - 16,2%). Удельный вес работников, у которых зарегистрировано два и более профессиональных заболевания снизился незначительно с 6,7% до 6,5%, из них среди женщин с 14,3% до 12,5%.
Структура хронических профессиональных заболеваний по краю практически не меняется, по-прежнему преобладают:
- заболевания, связанные с воздействием физических факторов - 58,3% (2013 г. - 59,5%, РФ - 46,62%);
- заболевания (интоксикации) вызванные воздействием химических факторов - 15,9% (2013 г. - 9,9%, РФ - 26,9%);
- заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем - 9,8% (2013 г. - 18,9%, РФ - 23,74%);
- заболевания, вызванные воздействием промышленных аэрозолей - 7,6% (2013 г. - 7,2%, РФ - 18,3%);
- заболевания, вызванные действием биологических факторов - 3,8% (2013 г. - 1,8%, РФ - 2,74%);
- заболевания, вызванные воздействием аллергенов - 2,3% (2013 г. - 1,8%, РФ - 1,77%);
- профессиональные новообразования - 2,3% (2013 г. - 0%, РФ - 0,44%).
По нозологическим формам в структуре профессиональной заболеваемости за отчетный период лидирующее место занимает нейросенсорная тугоухость - 34,8% (2013 г. - 18,9%), второе место приходится на вибрационную болезнь - 15,9% (2013 г. - 32,4%), третье место приходится на группу профессиональных заболеваний легких - 11,3% (2013 г. - 9,9%), на четвертом месте - флюороз - 10,6% (2013 г. - 5,4%).
Обстоятельствами и условиями возникновения хронических профессиональных заболеваний послужили:
- несовершенство технологических процессов - 69,7% (2013 г. - 61,3%);
- конструктивные недостатки машин и оборудования - 23,5% (2013 г. - 36,0%);
- прочие (в т.ч. контакт с инфекционным агентом, несовершенство рабочего места и СИЗ) - 6,7% (2013 г. - 2,7%).
Профессиональная патология регистрируется преимущественно у лиц, достигших возраста 56 - 60 лет и 51 - 55 лет, удельный вес соответственно составил 31,7% и 30,1%.
Наибольший удельный вес профессиональных заболеваний по-прежнему приходится на группу лиц со стажем работы во вредных условиях труда от 20 до 30 лет, что составляет - 43,9% (2013 г. - 52,2%), и со стажем работы 30 и более лет, на которую приходится - 41,4% (2013 г. - 23,9%). Высокий удельный вес профессиональной патологии зарегистрирован в следующих отраслях экономики:
металлургическая промышленность, в том числе цветная - 26,5% (2013 г. - 28,8%);
транспорт, в том числе морской - 25,0% (2013 г. - 17,1%);
угольная промышленность - 10,6% (2013 г. - 12,6%);
судостроительная - 6,0% (2013 г. - 7,2%);
электроэнергетика - 6,0% (2013 г. - 6,3%);
сельское хозяйство - 5,3% (2013 г. - 0,9%);
строительство (общее и специализированное) - 4,5% (2013 г. - 3,6%).
В химическом производстве, деревообрабатывающей промышленности (2013 г. - 5,4%) и здравоохранении (2013 г. - 1,8%), удельный вес профессиональной патологии составил по 3,03%. На промышленность строительных материалов (2013 г. - 1,8%) и жилищно-коммунальное хозяйство - по 1,5%. Единичные случаи профессиональных заболеваний (по 0,75%) зарегистрированы в лесозаготовительной и пищевой промышленности, лесном хозяйстве, а также в управлении и организации по виду деятельности, связанной с операциями с недвижимым имуществом.
Удельный вес профессиональных заболеваний, выявленных при проведении периодических медицинских осмотров, составил 69,7%, что ниже уровня прошлого года на 5,1% (2013 г. - 74,8%) и выше показателя по Российской Федерации на 0,4% (2013 г. - 69,66%). Показатель профессиональных заболеваний, выявленных при непосредственном обращении работников в ЛПУ соответственно возрос и составил 30,3%, против 25,2% - 2013 г., при показателе по РФ - 30,34%.
Неустойчивая работа промышленных предприятий, отсутствие средств и экономической заинтересованности у работодателей ежегодно отражаются и на проведении периодических медицинских осмотров работающего населения края. Так охват профилактическими медицинскими осмотрами работников края по данным заключительных актов возрос всего на 1,3% и составил 97,6% против 96,3% - 2013 г. Подлежало осмотру всего 112384 человека (2013 г. - 104291), осмотрено - 109702 человека (2013 г. - 100421). Охват медицинскими осмотрами женщин составил 97,9%. На базе краевого центра профессиональной патологии подлежало периодическому медицинскому осмотру 16284 человека (2013 г. - 15711), из них 5982 женщин (2013 г. - 5108). Осмотрено 15748 человек (2013 г. - 15261), из них 5777 женщин (2013 г. - 4881). Охват профилактическими медицинскими осмотрами работников на базе краевого центра профпатологии составил 96,7% против 97,1% в 2013 году.
В рамках государственного надзора в 2014 году обследовано по краю 413 промышленных объектов, где проведено 471 (2013 г. - 456) обследований, в том числе 184 (2013 г. - 194) или 39,0% в порядке плановых мероприятий по надзору, и 287 (2013 г. - 262) или 60,9% в порядке внеплановых мероприятий по надзору от общего числа обследований. Основанием для проведения внеплановых проверок послужили: контроль выполнения предписаний - 80,1% (2013 г. - 84,5%), а также поступившие обращения и заявления граждан - 19,8% (2013 г. - 15,5%). Удельный вес обследований, при которых выявлены нарушения санитарного законодательства, составил 49,2% (2013 г. - 59,2%, 2012 г. - 69,3%).
По результатам надзорных мероприятий, за выявленные нарушения санитарного законодательства составлено 535 (2013 г. - 568) протоколов об административном правонарушении, вынесено 516 (2013 г. - 345) постановлений о назначении административного наказания, в том числе 4 (2013 г. - 14) или 0,8% (2013 г. - 4,1%) предупреждений, 512 (2013 г. - 331) или 99,2% (2013 г. - 96%) на административный штраф с общей суммой наложенных штрафов 2063,1 тыс. рублей (2013 г. - 1494,5). На рассмотрение в суды направлено 66 (2013 г. - 95) дел о привлечении к административной ответственности, из них по 58 делам (2013 г. - 67) принято решение о наказании, в том числе на приостановление деятельности - 1 (2013 г. - 3) и наложение штрафа - 57 (2013 г. - 64).
Основные задачи Управления Роспотребнадзора по ПК на 2015 год по разделу условия труда:
- организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда;
- снижение вредного влияния факторов трудового процесса на работников в течение их трудовой деятельности до уровня приемлемых рисков;
- профилактика профессиональных заболеваний.
В 2014 по ГУ - Приморскому региональному отделению ФСС РФ зарегистрировано 675 пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве (в том числе 35 смертельных и 121 тяжелых), признанных страховыми, и 108 профессиональных заболеваний. На основании п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, ст. 229 ТК РФ и поступивших от страхователей извещений (сообщений) о тяжелых (смертельных, групповых) несчастных случаях на производстве, специалистами филиалов принято участие в работе комиссий по расследованию 193 несчастных случаев на производстве и 19 профзаболеваний.

несчастные случаи на производстве
признаны страховыми
легкие
519
тяжелые
121
смертельные
35
профессиональные заболевания
108

Страхователи с наибольшим количеством несчастных случаев это: УФПС Приморского края - 21 случай, в т.ч. 20 пострадавших - женщины, из них 3 случая тяжелых; ОАО "Д" - 17 пострадавших, из них 2 тяжелых и 1 смертельный; ОАО "Ц" - 11 случаев, из них 1 смертельный и 4 тяжелых; ОАО "В" - 11 случаев (все легкие). Наибольшее количество погибших вследствие несчастных случаев зарегистрировано по ООО "А" - групповой случай, 4 погибших; ОАО "Т" - 3 погибших.
Наибольшее количество профзаболеваний зарегистрировано по следующим страхователям: ОАО "В" - 24; ООО "Я" - 16; ОАО ГМК "Д" - 10.
Расходы на лечение пострадавших после тяжелых несчастных случаев на производстве за 2014 год составили 14040,6 тыс. руб., было пролечено 122 человека (в том числе пострадавших в 2013 году).

Участие в освидетельствовании пострадавших

Специалисты филиалов отделения Фонда принимают участие в освидетельствовании (переосвидетельствовании) застрахованных лиц, пострадавших с целью определения нуждаемости в дополнительных видах помощи, в том числе и в период временной нетрудоспособности после тяжелых несчастных случаев на производстве, разработки программ реабилитации пострадавших (ПРП). Участие в освидетельствовании (переосвидетельствовании) осуществляется на основании совместного письма ГУ - Приморского регионального отделения ФСС РФ и ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" от 08.12.2010 № 02-37/07-10031.
В 2014 году было принято участие в разработке 2294 программ реабилитации пострадавших (общее количество разработанных в 2014 году программ реабилитации пострадавших - 2911).

Ежемесячные и единовременные страховые выплаты

В 2014 году общие расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 1312900,3 тыс. руб.
На пособия по временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний было израсходовано 40244,0 тыс. руб. (54201 день).
Количество получателей страховых выплат, состоявших на учете в региональном отделении в 2014 году составило 8479 человек, из них 683 получателя по потере кормильца. Средний процент утраты по несчастным случаям - 45,7%, по профзаболеваниям - 38,0%.
На единовременные страховые выплаты было израсходовано 35925,1 тыс. руб. Расходы на ежемесячные выплаты составили 1010116,6 тыс. руб.
На медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию израсходовано 134491,0 тыс. руб.
1846 пострадавших были обеспечены путевками на санаторно-курортное лечение (51777,7 тыс. руб.), 2495 были оплачены лекарства на общую сумму 40412,6 тыс. руб.
12878,9 тыс. руб. было израсходовано на протезирование и обеспечение пострадавших техническими средствами реабилитации, 3688,7 тыс. руб. на обеспечение спецавтотранспортом. Также 388 работающим пострадавшим (которым ФСС РФ предоставил путевки) был оплачен отпуск на лечение на сумму 7754,7 тыс. руб.

Скидки и надбавки

На 2014 год надбавки к страховому тарифу на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний были установлены 284 страхователям. Сумма надбавок за год составила 23735,7 тыс. руб. Скидки установлены 19 страхователям, сумма скидок за год составила 2150,5 тыс. руб. 31 страхователю в установлении скидки было отказано. Основная причина отказов в установлении скидки - результат расчета: при расчете один или несколько из рассчитанных основных показателей больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен страхователь. Также предприятия получали отказ из-за наличия задолженности и несвоевременной уплаты страховых взносов.
На 2015 год надбавки к страховому тарифу на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний были установлены 258 страхователям. Скидки установлены 29 страхователям, 6 страхователей получили отказ в установлении скидки.

Финансовое обеспечение предупредительных мер

В 2014 году 339 приморских страхователей получили разрешение на использование страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на сумму 87663,9 тыс. руб. Фактически 332 страхователями было израсходовано 85802,2 тыс. руб.
Так, например, Рефрижераторное вагонное депо Уссурийск - ОСП Новосибирского филиала Открытого акционерного общества "В" не израсходовало 502,4 тыс. руб. из запланированных 1246,6 тыс. руб., ООО "А" из запланированных 135,7 тыс. руб. потратило только 28,0 тыс. руб. Не израсходовали ни рубля: ООО "Ч" (запланировано 372,9 тыс. руб.), Филиал № 1 ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" (запланировано 148,2 тыс. руб.), ЗАО НПО "П" (запланировано 134,0 тыс. руб.).
Больше всего средств страхователи потратили:
- периодические медицинские осмотры 28589 тыс. руб. (медосмотры прошли 14262 работника 144 страхователей);
- приобретение средств индивидуальной защиты 93 страхователя израсходовали 26968,7 тыс. руб.;
- на санаторно-курортное лечение работников было потрачено 13548,8 тыс. руб. (463 путевки, 8 страхователей);
- на проведение специальной оценки условий труда было потрачено 8900,2 тыс. руб. (76 страхователей 3938 рабочих мест);
- ОАО ГМК "Д" потратило 6240,3 тыс. руб. на лечебно-профилактическое питание для работников.
Кроме того, 49 страхователей провели обучение по охране труда 437 работников на общую сумму 1313,2 тыс. руб., 2 страхователя потратили 63,5 тыс. руб. на приобретение алкотестеров, 2 - 162,0 тыс. руб. на приобретение тахографов, 1 страхователь потратил 16,4 тыс. руб. на приведение уровней загазованности и запыленности в норму.


------------------------------------------------------------------