Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 18.03.2015 N 7-5-2015/62 "Об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха"



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. № 7-5-2015/62

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению Ф.Б.Г. по вопросу соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО "А", эксплуатирующего котельную, расположенную по адресу: г. Владивосток, ул. Чукотская, д. 6, в ходе которой установлено следующее.
Основным видом деятельности ООО "А" является грузоперевозки автомобильным грузовым транспортом, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
ООО "А" (далее по тексту - Предприятие) располагается на территории бывшего автотранспортного предприятия и занимает на основании договоров аренды два здания: административно-бытовой комплекс (АБК), площадью - 892,3 кв. м (договор аренды № б/н от 26.05.2006) и механических мастерских, площадью 4521,2 кв. м (договор аренды № 1 от 01.01.2014).
Для отопления и снабжения горячей водой указанных зданий ООО "А" в отдельном помещении здания механических мастерских размещена котельная, оборудованная самодельным водогрейным котлом, работающая на твердом топливе. Ежемесячная потребность котла в угле - 25 тонн.
Указанная деятельность осуществляется Предприятием с нарушением требований природоохранного законодательства.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к основным принципам охраны окружающей среды отнесена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 настоящего Федерального закона, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
При этом, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.
В силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды. При этом юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля содержит, в том числе сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В нарушение указанных требований закона, лицо ответственное за соблюдение нормативных требований в сфере охраны окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, а также производственного контроля в указанных областях приказом руководителя Предприятия не установлено, данные о результатах проведения производственного экологического контроля за соблюдением нормативов на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не представлены (План-график контроля за соблюдением нормативов на источниках выбросов, договор с аккредитованной организацией на выполнение услуг по отбору соответствующих проб, протоколы отбора проб и заключения).
Согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения.
Однако в нарушение указанных нормативных требований, План мероприятий по предупреждению и устранению аварийных (залповых) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на Предприятии отсутствует.
В силу ч. 3 ст. 19 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Однако, План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий ООО "А" не разработан и не согласован в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В ходе проверки установлено, что директор ООО "А" Р.Ю.А. и главный механик - Б.В.В. не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (срок действия соответствующих свидетельств истек).

Таким образом, несоблюдение ООО "А" нормативных требований природоохранного законодательства уже повлекло за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также послужило основанием для проведения прокурорской проверки.
Названные нарушения действующего природоохранного законодательства Российской Федерации стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения ООО "А" и его работниками нормативных требований закона в рассматриваемой сфере, что является недопустимым.
Статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ установлена, в том числе дисциплинарная ответственность.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган Общества применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.
Согласно п. 5.2.1 Устава ООО "А", утвержденного решением участника № 1 от 16.04.2009, директор является единоличным исполнительным органом Общества.
НА основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 7, 22 и 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, непосредственно виновных в данных нарушениях.
3. О времени и месте рассмотрения представления уведомить природоохранного прокурора для участия.
4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в природоохранную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок.

Заместитель Приморского межрайонного
природоохранного прокурора,
старший советник юстиции
Р.В.ВИТЬКО


------------------------------------------------------------------