Решение Приморского краевого суда от 07.05.2015 N 3-84/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Постановления департамента по тарифам Приморского края от 14.01.2015 N 1/5>



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2015 г. № 3-84/2015

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ф.И.О.4 об оспаривании постановления департамента по тарифам <адрес> от дд.мм.гггг № "Об отмене некоторых постановлений департамента по тарифам <адрес> в области установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению", в части,

установил:

Дд.мм.гггг департаментом по тарифам <адрес> издано постановление № "Об отмене некоторых постановлений департамента по тарифам <адрес> в области установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению", которое опубликовано в издании "Приморская газета", № (1022), дд.мм.гггг.
Пунктом 2 постановления предписано при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории <адрес> использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на дд.мм.гггг
Ф.И.О.4, проживающий в г. <адрес>, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 2 названного постановления, сославшись на то, что он не соответствует подпункту "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от дд.мм.гггг № "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", в соответствии с которым срок действия решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации об использовании нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на дд.мм.гггг, установлен до отмены принявшими их органами.
Решением органа исполнительной власти субъекта об использовании нормативов, действовавших на дд.мм.гггг, является постановление департамента по тарифам <адрес> от дд.мм.гггг № 49/2, которое утратило силу с дд.мм.гггг на основании постановления департамента по тарифам от дд.мм.гггг № 66/4.
Заявитель полагал, что повторное принятие департаментом по тарифам <адрес> решения о введении в действие нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на дд.мм.гггг, законом не предусмотрено, нарушает его права, поскольку приводит к увеличению платы за коммунальную услугу по отоплению.
В судебное заседание Ф.И.О.4 не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заказным письмом с уведомлением. Доказательств отсутствия в судебном заседании по уважительным причинам Ф.И.О.4 суду не представил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ.
Представители департамента по тарифам <адрес> с заявлением Ф.И.О.4 не согласились, указав, что в пределах предоставленных департаменту полномочий были установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для потребителей <адрес>, в том числе для Партизанского городского округа постановлением департамента по тарифам <адрес> от дд.мм.гггг № 66/20. Эти нормативы были определены на уровне нормативов, применяемых в 2014 году на каждой территории края в годовом исчислении, но в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг № - из расчета оплаты за потребленную услугу равномерно в течение только отопительного периода (7 или 8 месяцев по факту оказания услуги).
Однако, учитывая многочисленные обращения органов местного самоуправления, организаций и граждан о недопустимости увеличения платы за отопление с дд.мм.гггг в связи с переходом с оплаты в течение календарного года на оплату в течение отопительного периода (7 или 8 месяцев), недопустимости роста платы граждан за отопление в зимние месяцы, департамент отменил все принятые постановления с дд.мм.гггг и постановил использовать при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории <адрес> нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на дд.мм.гггг.
Таким образом, увеличения платы за отопление для граждан, в том числе жителей Партизанского городского округа, не произошло, так как в январе 2015 года при расчете платы за отопление продолжают применяться нормативы, действовавшие в 2014 году, утвержденные постановлением главы Партизанского городского округа <адрес> от дд.мм.гггг № 61, то есть, действовавшие на дд.мм.гггг.
Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, указавшего в заключении на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг № утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 9.20 Положения о Департаменте по тарифам <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от дд.мм.гггг № 214-па департамент в целях реализации возложенных на него задач утверждает нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению (теплоснабжению, в том числе по твердому топливу при наличии печного отопления). Таким образом, департамент по тарифам <адрес> является уполномоченным органом по установлению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в <адрес>.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг № "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действовавшей на момент принятия) органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешалось до дд.мм.гггг принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на дд.мм.гггг.
Реализуя указанные полномочия, департамент по тарифам <адрес> принял постановление от дд.мм.гггг № "О применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории <адрес>". Этим актом предписано применять при расчете размера платы за отопление нормативы потребления тепловой энергии, действовавшие по состоянию на дд.мм.гггг.
Судом установлено, что на территории Партизанского городского округа <адрес>, по состоянию на указанную дату, действовало постановление главы Партизанского городского округа от дд.мм.гггг № "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для потребителей Партизанского городского округа", которым установлены нормативы, применяемые при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению при отсутствии приборов учета.
В силу подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг № "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных на дд.мм.гггг, действуют до отмены принявшими их органами.
Решение департамента по тарифам о применении при расчете платы за отопление норматива потребления тепловой энергии, действовавшего на дд.мм.гггг, отменено постановлением принявшего органа от дд.мм.гггг № 66/4.
Как следует из пояснений представителей департамента по тарифам, основанием к принятию такого решения послужила необходимость принятия решения о поэтапном переходе к установлению единых на территории <адрес> нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, право принять которое предусмотрено подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг № 1380.
Однако вышеуказанное постановление департамента по тарифам <адрес> в настоящее время является недействующим в силу принятия другого нормативного правового акта - постановления департамента от дд.мм.гггг № "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для потребителей Партизанского городского округа", которое, в свою очередь было отменено оспариваемым постановлением департамента по тарифам от дд.мм.гггг № 1/5.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что фактически на территории Партизанского городского округа <адрес> продолжает действовать решение департамента по тарифам о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению норматива потребления тепловой энергии на отопление, который был установлен по состоянию на дд.мм.гггг. Поэтому указание в пункте 2 постановления департамента по тарифам <адрес> от дд.мм.гггг № "Об отмене некоторых постановлений департамента по тарифам <адрес> в области установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" на использование нормативов, действовавших на дд.мм.гггг, само по себе не является новым правовым регулированием, а лишь подтверждает действие ранее утвержденных уполномоченным органом нормативов.
Кроме того, продление действия указанного норматива не противоречит положениям подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг № о предельном сроке действия решения органа госвласти субъекта о применении при расчете платы за коммунальную услугу нормативов 2012 года, а также пункту "а" названного постановления, которым установлен срок поэтапного перехода к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - не позднее дд.мм.гггг.
При этом не может служить основанием для признания недействующим пункта 2 оспариваемого нормативного правового акта ссылка заявителя на то, что подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг № 857, разрешающий органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять решения о применении нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на дд.мм.гггг, признан утратившим силу с дд.мм.гггг на основании Постановления Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг № 795.
Принятие решения об установлении размера платы за отопление с учетом нормативов, действовавших на дд.мм.гггг, является реализацией уполномоченным органом права, предоставленного Постановлением Правительства РФ. Кроме того, на возможность применения нормативов, действовавших на дд.мм.гггг, указывается в письме Минстроя России от дд.мм.гггг № 7288-ач/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг".
Из представленной заявителем квитанции об оплате за отопление за январь 2015 года усматривается, что при расчете применен норматив в размере 0,05832000 Гкал/кв. м, что соответствует нормативу января, установленному постановлением главы Партизанского городского округа <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для потребителей Партизанского городского округа", действовавшим по состоянию на дд.мм.гггг. Доказательств того, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права заявителя, последним суду не представлено. Довод об увеличении платы за отопление ничем не подтвержден.
Постановление главы Партизанского городского округа <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для потребителей Партизанского городского округа" было оспорено Ф.И.О.4 в суде. Решением Партизанского городского суда <адрес> от дд.мм.гггг, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований заявителю отказано.
При таких обстоятельствах, оснований для признания пункта 2 постановления департамента по тарифам <адрес> от дд.мм.гггг № не соответствующим федеральному законодательству и нарушающим права заявителя, не имеется, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Ф.И.О.4 в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 2 постановления департамента по тарифам <адрес> от дд.мм.гггг № "Об отмене некоторых постановлений департамента по тарифам <адрес> в области установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд.


------------------------------------------------------------------