Приказ департамента образования и науки Приморского края от 23.01.2015 N 61-а "Об утверждении Положения по формированию и организации работы предметных комиссий по учебным предметам при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 23 января 2015 г. № 61-а

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ ПО УЧЕБНЫМ
ПРЕДМЕТАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2014 года № 31205), постановления Администрации Приморского края от 3 июля 2009 года № 171-па "Об утверждении Положения о департаменте образования и науки Приморского края" (с изменениями и дополнениями), в целях организации проведения единого государственного экзамена в Приморском крае в 2015 году приказываю:
1. Утвердить Положение по формированию и организации работы предметных комиссий по учебным предметам при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
2. Признать утратившими силу приказ департамента образования и науки Приморского края от 3 апреля 2014 года № 315-а "Об утверждении Положения о предметных комиссиях Приморского края".
3. Начальнику отдела общего и дополнительного образования департамента образования и науки Приморского края (Дзюба) довести данный приказ до сведения руководителя РЦОИ (Паздникова).
4. Руководителю РЦОИ (Паздникова) довести данный приказ до сведения членов предметных комиссий Приморского края.
5. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Заместитель директора департамента
Н.А.ВИТКАЛОВА





Приложение
к приказу
департамента
образования
и науки
Приморского края
от 23.01.2015 № 61-а

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

Настоящий документ разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами по подготовке и проведению ЕГЭ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования, и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".

1. Общие положения о деятельности предметных комиссий

1.1. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляется предметными комиссиями Приморского края (далее - ПК) по соответствующим учебным предметам.
1.2. ПК по каждому учебному предмету создает департамент образования и науки Приморского края в соответствии с п. 14 Порядка проведения ГИА.
1.3. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора и департамента образования и науки Приморского края, в том числе "Положением о предметных комиссиях по учебным предметам при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".
1.4. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель или заместитель председателя, в том числе представляет в Государственной экзаменационной комиссии Приморского края (далее - ГЭК) предложения по составу ПК и по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором (далее - ФПК).

2. Структура и состав предметных комиссий

2.1. Предметные комиссии создаются по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА в Приморском крае.
2.2. В состав предметных комиссий входят председатель предметной комиссии, заместитель председателя предметной комиссии и члены предметной комиссии (далее - эксперты).
2.3. Численный состав предметных комиссий определяется, исходя из числа участников ГИА, а также с учетом установленных сроков проверки экзаменационных работ по учебным предметам.
2.4. Председатель ГЭК в отношении деятельности ПК:
а) представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей ПК не позднее, чем за месяц до начала проведения ГИА;
б) организует формирование составов ПК;
в) определяет, по представлению председателей ПК, кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором.
2.5. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
- наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном департаментом образования и науки Приморского края.
Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав ПК, а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов участников ЕГЭ в текущем году.
2.6. Департамент образования и науки Приморского края и ГЭК обеспечивают ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ с соблюдением всех требований информационной безопасности.
2.7. Информационное и технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
2.8. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель ПК и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.
2.9. В период организации и проведения ЕГЭ ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников ЕГЭ, выполненных на бланках ответов № 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов № 2).
2.10. В период организации и проведения ЕГЭ распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
2.11. Сроки обработки экзаменационных материалов.
Обработка ЭМ, включая проверку развернутых ответов ПК, должна быть завершена в сроки, определенные Порядком проведения ГИА:
- по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
- по математике - профильный уровень не позднее 4-х календарных дней после проведения соответствующего экзамена; базовый уровень не позднее 3-х календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
- по остальным учебным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
- по экзаменам, которые проводятся в досрочный период, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
Персональный состав предметных комиссий утверждается приказом департамента образования и науки Приморского края.

3. Статусы экспертов ПК

3.1. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ЕГЭ в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК.
3.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
- требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА;
- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ;
- требованиям к результатам квалификационного испытания;
- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
3.3. В списки экспертов, представляемых в Рособрнадзор председателем ГЭК для включения в предметные комиссии, создаваемые Рособрнадзором, могут быть включены только эксперты, имеющие статус ведущих или старших экспертов.

4. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных
работ участников ЕГЭ на федеральном и региональном уровнях

4.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
4.1.1. Согласование на федеральном уровне включает ряд мероприятий по формированию единых подходов к оцениванию у экспертов, претендующих на статус ведущих экспертов. Мероприятия включают: обсуждение подходов к оцениванию и типичных затруднений экспертов при оценивании, оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания, проведение квалификационных испытаний.
4.1.2. Согласование на региональном уровне обеспечивается применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов выпускников.
4.1.3. Оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимое в день начала проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ.
4.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на федеральном уровне организуются ФГБНУ "ФИПИ" и осуществляются в два этапа: заочный и очный.
4.2.1. Заочный этап (проводится в период с ноября по декабрь). На этом этапе специалисты, претендующие на позиции председателей и заместителей председателей ПК (на присвоение статуса ведущий эксперт), оценивают работы из межрегионального банка работ. Для этого используется специальный Модуль Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (формирование межрегионального банка работ проводится ФИПИ из отобранных руководителями ПК субъектов РФ изображений экзаменационных работ, вызвавших затруднения и/или разногласия при оценивании в ходе проверки развернутых ответов участников ЕГЭ). Результаты данного этапа используются для проведения следующего (очного) этапа согласования.
4.2.2. Очный этап (проводится в форме семинаров в период с января по март). На этом этапе специалисты, прошедшие заочный этап, участвуют в семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ.
В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов на отдельные задания и целых работ, которые далее будут использоваться для проведения квалификационных испытаний для экспертов в Интернет-системе "Эксперт ЕГЭ".
4.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ЕГЭ на региональном уровне организуются департаментом образования и науки Приморского края. Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на сайте ФГБНУ "ФИПИ" (www.fipi.ru).
4.4. При подготовке экспертов на региональном уровне может быть использована Интернет-система дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенные в ней материалы.

5. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК

5.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
Председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
5.2. Эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт могут привлекаться:
- для проведения третьей проверки;
- к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ЕГЭ;
- к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ЕГЭ;
- к участию в межрегиональной перекрестной проверке.

6. Методика оценивания развернутых ответов
на задания экзаменационной работы

6.1. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя независимыми экспертами.
6.2. Оба эксперта независимо по результатам проверки выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, разработанным ФИПИ и предоставленным ФЦТ.
6.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка.
6.4. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
6.5. Третий эксперт назначается председателем ПК из числа экспертов ПК, имеющие право осуществлять третью проверку.
6.6. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены меткой "X". Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ.
6.7. Распределение работ между экспертами ПК, определение окончательных баллов за развернутые ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированного программного обеспечения РЦОИ.
6.8. Результирующие баллы за развернутые ответы определяются автоматизировано, исходя из следующих положений:
- если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
- если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
- если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.
6.9. Баллы третьего эксперта являются окончательными.

7. Порядок проведения проверки развернутых ответов

7.1. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2 установленной Рособрнадзором формы, заполненные в соответствии с "Инструкцией по заполнению бланков ЕГЭ".
7.2. Проверку развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.
7.3. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющих одну работу, независимо выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
7.4. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена.
7.5. Эксперту предоставляется рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
- обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников участника ЕГЭ (далее бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
- бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее бланк-протокол).
7.5.1. Бланк-копия является изображением бланка ответов № 2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов № 2, если они заполнялись участником, в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
- номер варианта КИМ;
- номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов № 2, включая дополнительный бланк ответов № 2;
- код региона.
7.5.2. Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола;
- код региона.
7.6. Бланк-протокол является машиночитаемой формой, и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
7.7. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
7.8. Председатель ПК получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
7.9. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
7.10. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта, заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
7.11. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ, программное обеспечение РЦОИ в автоматическом режиме без участия оператора проводит анализ полученных результатов проверки работ экспертами. В результате этого анализа могут появиться работы, требующие дополнительной третьей проверки. На третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника экзамена двумя разными экспертами.
Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки.
Проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, имеющий на это право.
На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены меткой "X".
7.12. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
7.13. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номер работ, вызвавших наибольшие разногласия при оценивании. Эти работы будут использованы далее для проведения обучения экспертов ПК в следующем году.
7.14. На протяжении периода работы ПК председатель ПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю ПК предоставляется информация как о количестве проверенных работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, так и количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.
7.15. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения бланков ответов № 2, полученные из другого субъекта РФ, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников ЕГЭ.
7.16. На протяжении периода работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ЕГЭ все помещения, в которых работает ПК, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
7.17. Организация видеонаблюдения в помещениях ПК обеспечивается департаментом образования и науки Приморского края.

8. Организация работы ПК при перепроверках результатов ЕГЭ

8.1. При принятии решения ГЭК или Рособрнадзором о перепроверке ряда работ участников ЕГЭ перепроверку проводят эксперты ПК, являющиеся членами ФПК.
8.2. РЦОИ вносит сведения об участниках ЕГЭ, чьи работы отправлены по решению ГЭК на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
8.3. Комплект документов для перепроверки содержит:
- копии бланков ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов № 2;
- копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
- бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
- вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена.
8.4. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
8.5. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
8.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения.
8.7. Обеспечение пересчета баллов по результатам перепроверки на основании протоколов перепроверки осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.

9. Правила для председателя ПК

9.1. Подготовительные мероприятия.
9.1.1. Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК проводятся в соответствии с установленным порядком проведения ГИА, методическими материалами ФИПИ, нормативными и методическими материалами департамента образования и науки Приморского края.
9.1.2. Не позднее, чем за 14 дней до начала обработки материалов ЕГЭ, председатель ПК по соответствующему учебному предмету согласует с руководителем РЦОИ расписание работы ПК во время проведения обработки ЭМ по данному учебному предмету.
9.1.3. Не позднее, чем за 14 дней до начала обработки материалов ЕГЭ по соответствующему учебному предмету, председатель ПК передает руководителю РЦОИ расписание работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку работ.
9.1.4. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку пустых бланков.
9.2. На этапе проверки бланков ответов № 2 председатель ПК должен:
9.2.1. Получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и необходимое количество комплектов критериев для экспертов;
9.2.2. Получать необходимое для проверки экспертами количество рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в РЦОИ;
9.2.3. Перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий;
9.2.4. Распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
9.2.5. Обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц - помимо экспертов и председателя ПК в аудитории могут находиться:
- руководитель РЦОИ (или его заместитель);
- член ГЭК;
- должностные лица Рособрнадзора или департамента образования и науки Приморского края, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку порядка проведения ГИА;
- общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;
9.2.6. Выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
9.2.7. Обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе ПК. Во время работы экспертам запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК, консультантом;
- выносить после завершения работы рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания выполнения заданий, тексты заданий КИМ и т.п.;
9.2.8. в рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ;
9.2.9. Контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
9.2.10. Оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения;
9.2.11. Если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ и передать ему данный комплект с протоколом проверки;
9.2.12. Бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передать руководителю РЦОИ для переназначения другим экспертам;
9.2.13. По завершении работы ПК сдать руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
9.2.14. По завершении проверки получить от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы ПК:
- количество работ, проверенных каждым экспертом;
- количество работ, отправленных на третью проверку;
- информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания.
9.3. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ председатель:
9.3.1. Получает от ответственного секретаря конфликтной комиссии (КК) апелляционный комплект участника ЕГЭ;
9.3.2. Получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию;
9.3.3. Назначает на рассмотрение апелляции экспертов, являющихся членами ФПК, ранее не проверявших данную работу, и передать им вышеуказанные материалы;
9.3.4. Узнает у ответственного секретаря КК время рассмотрения апелляции;
9.3.5. Направляет экспертов в КК на рассмотрение апелляции в указанное время;
9.3.6. Организует учет рабочего времени экспертов, затраченного на проверку экзаменационных работ участников ГИА (в том числе устных ответов);
9.3.7. Своевременно информирует ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ;
9.3.8. Согласовывает с ГЭК планируемые публичные выступления экспертов по вопросам ГИА (в печатных изданиях, на совещаниях, конференциях и т.п.).
9.3.9. Оперативно передает в РЦОИ для Рособрнадзора, ФЦТ информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы.

10. Правила для экспертов ПК

Эксперты должны:
10.1. На подготовительном этапе пройти обучение и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями установленного порядка проведения ГИА, методических материалов ФИПИ, а также нормативных и методических материалов департамента образования и науки Приморского края.
10.2. Заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов, в сроки, определяемые председателем ПК.
10.3. Эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж, к проверке развернутых ответов не допускаются.
10.4. Во время проверки развернутых ответов эксперты должны:
- по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
- получить рабочие комплекты для проверки;
- соблюдать дисциплину во время работы;
- во время работы экспертам запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК, консультантом;
- по завершении работы выносить рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания развернутых ответов;
- если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или руководителю РЦОИ (его заместителю), которые решают их в рамках своей компетенции;
10.4.5. Начать проверку развернутых ответов, следуя следующим правилам:
- заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
- использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и замазки для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или замазки на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
- внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);
- если участник ЕГЭ не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку "X";
- если участник ЕГЭ приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
- если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания;
10.4.6. После завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку;
10.5. При проверке пустых бланков ответов № 2 члены ПК:
10.5.1. Получить инструктаж от руководителя РЦОИ;
10.5.2. Просматривать с экрана изображения пустых бланков ответов № 2;
10.5.3. При наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено;
10.5.4. При отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено;
10.5.5. Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов, как заполненные, отправляются на проверку в ПК.
Изображения, определенные всеми проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал. В этом случае автоматизировано посредством РИС ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.
10.6. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ:
10.6.1. Получить от председателя ПК копии бланков ответов № 2, бланков-протоколов проверки работ экспертами, критерии оценивания выполнения задания с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию;
10.6.2. Рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
10.6.3. Узнать у председателя конфликтной комиссии (далее - КК) время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в КК;
10.6.4. В случае возникновения у апеллянта или у КК претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения;
10.6.5. Составить заключение о правильности оценивания развернутых ответов, по которым была подана апелляция;
10.6.6. В случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.
Экспертам запрещается копировать и выносить из помещений, выделенных для проведения проверки экзаменационных работ, и РЦОИ экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах. По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением протоколов проверки экзаменационных работ) уничтожаются лицом, определенным руководителем РЦОИ.
В случае установления факта нарушения экспертом указанных требований, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях, ГЭК принимает решение об исключении эксперта из состава предметной комиссии.


------------------------------------------------------------------